Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
25.11.2013 15:56

Белая орхидея

«Больше всего я уважаю в людях естественность. Мне нравится видеть их души. Я сама стремлюсь быть честным человеком».

Немолодой мужчина едет в такси по Токио и вдруг видит в толпе рыжеволосую девушку. Он выходит из авто и догоняет ее. Девушка оборачивается, и ее лицо как будто освещается изнутри. Он обнимает ее, и мы видим через плечо мужчины невыносимо печальные глаза девушки. Потом он шепчет ей что-то, но мы не слышим, что именно. Потом они расстаются, и девушка, уже улыбаясь, идет сквозь токийскую толпу…

Может быть, Билл Мюррей сказал Скарлетт Йоханссон, что, когда экран погаснет, и «Трудности перевода» закончатся, она станет кинозвездой? А ведь так оно и получилось на самом деле...


«Я очень независимый человек. Но мне все-таки нужно, чтобы меня любили и заботились обо мне».


Скарлетт Йоханссон родилась в Нью-Йорке, на Манхэттене, в семье, которую мы бы назвали интеллигентной. Ее отец — архитектор, датчанин из Копенгагена, а мать, Мелани Слоан, режиссер и продюсер, еврейка, потомок эмигрантов из Минска.

Мама водила Скарлетт на кинопробы с самого детства (Мелани и до сих пор совмещает материнские обязанности с постом агента своей дочери), и это сработало. Уже четвертая роль в фильме «Воришки» принесла 12-летней девочке номинацию на лучшую роль Independent Spirit Awards. Будучи тинейджером, Скарлетт посещала знаменитую Актерскую школу Ли Страсберга.

Потом были эпизоды, например, в таком известном фильме, как «Один дома 3», но настоящую славу и признание критиков юная леди получила после исполнения главной роли в драме Роберта Редфорда «Заклинатель лошадей».


«Заклинатель лошадей»


Ей пришлось играть рядом с такими звездами, как Кристин Скотт Томас и Сэм Нилл. И Скарлетт легко переиграла их всех. Потому что самая трудная роль была у нее. Благополучная и счастливая девочка падает с лошади и теряет ногу. Скарлетт нужно было сыграть, как девочка-тинейджер переживает эту страшную и необратимую перемену в своей жизни. Фильм бы не вышел за рамки обычной драмы про несчастного ребенка или драмы окружающих ее взрослых, если бы не виртуозная игра юной Скарлетт. Йоханссон номинировали разные ассоциации кинокритиков, и она выиграла YoungStar Awards.

Как это часто бывает с актрисами, которые стали более или менее известными в детстве или в подростковом возрасте, у Скарлетт могло быть два пути — оказаться в забвении или повзрослеть и начать все фактически с начала. Доказать, что это было не просто детское очарование.

2003 год сделал Скарлетт Йоханссон кинозвездой. Ей было всего 19 лет. Почти одновременно на экраны вышли два фильма: «Девушка c жемчужной сережкой» и культовый «Трудности перевода» режиссера Софии Копполы. Последний стал классикой мирового кино.


Шарлотта, «Трудности перевода»


В августе 2003 года София Коппола триумфально выступила на Венецианском кинофестивале с «Трудностями перевода». А юная Скарлетт выиграла приз за «Лучшую женскую роль». Потом было еще много других наград и, главное, Скарлетт получила свою первую номинацию на «Золотой Глобус».

Шарлотта, молодая жена бизнесмена, умная, красивая, просто умирает от скуки в Токийском отеле. Она окончила университет, но быть просто женой, которую все время оставляют одну, для нее слишком мало. Случайно в отеле она знакомится с немолодым актером. Это не вылилось просто в очередную историю об адюльтере. История отношений Шарлотты и Боба (Билл Мюррей) была снята Софией Копполой завораживающе, пронзительно и печально. Скарлетт, одиноко гуляющая по древнему Киото под знаменитый саундтрек Air «Одиночество в Киото» — сцена, которая стала классикой. Игра Скарлетт поражала своей абсолютной естественностью. Некоторые сцены выглядели как снятые скрытой камерой.

«Девушка с жемчужной сережкой» рассказывала вымышленную историю о написании великим голландским художником Яном Вермеером его лучшей картины.


«Девушка с жемчужной сережкой»


Яна Вермеера играл Колин Ферт, Скарлетт перевоплотилась в служанку, которая стала прообразом девушки на портрете. Она действительно похожа на ту безымянную красавицу с портрета XVIII века. Колин Ферт в этом фильме запомнился смутно, как и остальные актеры, а вот СкарлеттСкарлетт произвела мощное впечатление на критиков. И получила вторую номинацию на «Золотой Глобус».

«Рождение звезды», как правило, сопровождается сопутствующим ущербом. Скарлетт немедленно записали в «секс-символы» и прочие другие символы. Но она была в этом бизнесе с детства, поэтому пропускала такое мимо себя. Она не отказывалась позировать для самых известных фотографов мира, но не забывала главного — серьезно относиться к своей профессии и выбирать роли весьма осторожно. Скарлетт жаловалась в интервью на сценарии, которыми ее забрасывали — убийства, секс, насилие и прочая кинобанальность.



И, наверно, как у всех детей, которые снимаются в кино с детства, работа все-таки отняла у нее часть этого детства. Как и развод родителей. Поэтому свое двадцатилетие девушка отметила в Диснейленде — или наверстывая упущенное, или прощаясь с детством.

В 2004 году практически незамеченным вышел один из лучших фильмов десятилетия — «Любовная лихорадка» (оригинальное название — «Любовная песня для Бобби Лонга», потому что никакой лихорадки там не было). В этом фильме Джон Траволта, возможно, сыграл одну из своих самых выдающихся ролей.


«Любовная лихорадка»


Скарлетт играла девушку, вернувшуюся в Новый Орлеан, из которого сбежала в юности. Она приехала на похороны матери, где познакомилась с мамиными весьма неординарными друзьями. Это очень хорошая история о том, как абсолютно разные люди находят общий язык, как приходят к осознанию нужности друг другу. Места, в которых снимался фильм, бедные кварталы Нового Орлеана, через год исчезли под натиском урагана Катрина. Сегодня это придает фильму еще больший оттенок трагизма. Скарлетт получила свою третью номинацию на «Золотой глобус».

В 20 лет Скарлетт Йоханссон была приглашена в жюри Венецианского кинофестиваля, и в том же 2004-м году она стала членом Американской киноакадемии. Да, той самой, которая раздает «Оскары».

В 2005 году на Скарлетт «положил глаз» Вуди Аллен — он нашел свою новую музу.

После просмотра их первой совместной работы, фильма «Матч-пойнт», остается одна мысль — убивать любовниц нехорошо, очень нехорошо. Тем не менее, Вуди Аллен был номинирован на «Оскар» за сценарий. Но кроме Скарлетт, в фильме ничего выдающегося нет вообще. Она одна вытянула эту скучную и банальную историю. И получила четвертую номинацию на «Золотой Глобус».

В 2006 году актрисе не очень повезло — сразу два очень известных режиссера использовали ее в качестве красивой блондинки. Йоханссон давно хотела поработать с Брайаном де Пальмой, но, как потом она сама призналась, роль в «Черной орхидее» ее совершенно не удовлетворила — ее просто использовали. Как манекен для костюмов 50-х годов. То же самое случилось в нашумевшем фильме «Престиж» у Кристофера Нолана. Только эпоха была другая.

Зато в том же 2006 году вышла «Сенсация» Вуди Аллена, почти разгромленная критиками. Но в действительности это был настоящий Вуди Аллен — ироничный, остроумный, печальный. Скарлетт играла не роковую красавицу, а неприметную журналистку, роль была комедийной, и получилось намного лучше, чем в «Престиже» и «Черной орхидее».


«Сенсация»


Следующая работа с Вуди Алленом, картина «Вики Кристина Барселона», оказалась удачной не для Скарлетт, а для Пенелопы Крус. На ее фоне персонаж Йоханссон выглядел бледновато.

«Это лучшая вещь — учиться у старших. Я не чувствую себя на свой возраст. Я могу идентифицировать себя и со своей 86-летней бабушкой, и со своей сестрой».

А потом со Скарлетт случилось то, что иногда случается с лучшими актерами — она попала во франшизу. Правда, в весьма престижную — к Marvel, на роль Наташи Романофф. Впервые она появилась в «Железном человеке 2», а потом в «Мстителях», и дальше стала плавно переходить в остальные триквелы и сиквелы. Надо сказать, что в этот мир вписалась она отлично: не просто оделась в стандартную униформу персонажа комикса, а сделала Наташу Романофф живой и естественной. И очень крутой. Что касается национальности Наташи, то дедушка Скарлетт хорошо говорил по-русски.


Наташа Романофф


В 2010 году Скарлетт с успехом дебютировала на Бродвее в пьесе Артура Миллера, сразу выиграв самую престижную награду в театральном мире — «Тони». А в 2012 году она сыграла на ведущих театральных подмостках Нью-Йорка главную роль в знаменитой пьесе Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше», получив лестные и не очень отзывы критиков.

Личная жизнь Скарлетт выглядит абсолютно несоответственно ее статусу секс-символа — никакого донжуанского списка. В 2008 году она по-тихому вышла замуж за актера Райана Рейнолдса, в 2010-м так же тихо развелась. На вопрос, почему, ответила, что сама не знает и уже жалеет об этом.

Скарлетт Йоханссон известна и как певица. У нее очень красивый низкий хрипловатый голос. Она выпустила три музыкальных альбома и несколько синглов. «Я люблю музыку, которую любили мои родители», — говорит девушка. В ее первом альбоме «Anywhere I Lay My Head» звучат десять великолепных каверов на песни Тома Уэйтса.

Скарлетт время от времени пробует себя в режиссуре. Она участвовала в проекте «Нью-Йорк, я люблю тебя».
Ее «кусочек» с актером Кевином Бэйконом был показан только на кинофестивале в Торонто и в дальнейшем вырезан из кинотеатральной версии. Не потому, что он был плох. Просто ее короткометражный фильм был слишком артхаусный и совершенно выбивался из общего видеоряда этого альманаха. Но Скарлетт показала, что у нее есть потенциал режиссера.

Верная своей любви к независимому кино, в ближайшем будущем Скарлетт появится в нескольких инди-проектах. Один из них — режиссерский дебют Джозефа Гордон-Левитта «Страсти Дон Жуана», показанный на кинофестивале «Сандэнс» и уже вышедший на экраны. Некоторые критики сразу заявили, что в этой ленте она сыграла «одну из лучших ролей».

Скарлетт перевоплощается в сексапильную девушку с усредненным интеллектом, у которой большие и, главное, оригинальные планы на будущее — хорошо зарабатывающий муж, дети и дом в пригороде. Она очень целеустремленно и решительно идет к своей цели. Но выбранный ею объект... Впрочем, не будем раскрывать интригу. Скарлетт на самом деле блистательна в этой роли. Она представляет этот классический типаж хищной ханжи легко, остроумно, немного гротескно, выворачивая свою героиню наизнанку.

В 2014 году Скарлетт появится в роли соблазнительной инопланетянки в научно-фантастическом фильме «Побудь в моей шкуре». Сейчас она снимается в экшне «Люси» у Люка Бессона.

И, разумеется, Скарлетт продолжит приключения Наташи Романофф в фильмах студии Marvel «Первый мститель: Другая война» и «Мстители: Эра Альтрона», в котором, по словам создателей, ей будет уделено больше экранного времени, чем в оригинале.

На днях Скарлетт Йохансон выиграла приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Риме — Rome Film Festival. Прелесть награды в том, что в фильме «Она» сама Скарлетт не появляется — звучит только ее закадровый голос.

Йоханссон просто разнесла вдребезги покрытый старым мхом стереотип, что красивая и сексуальная девушка не может быть очень умной и талантливой. Можно было бы до кучи добавить, что она еще и блондинок реабилитировала, но это и так ясно. Скарлетт старается избегать ролей, в которых пытаются использовать ее сексуальность, но, возможно, она не права. Потому что быть красивой и сексуальной — это не порок. И если это работает для роли, то почему нет?

Скорее всего, Скарлетт не станет любимицей Киноакадемии, каковой стала Мэрил Стрип. Конечно, поклонники Стрип на этом месте закричат: «Да как можно сравнивать?». Еще как можно. Давайте будем честными — всем удобнее считать гениальной женщину, внешности которой никто не завидует, чем девушку, которая является любимицей журнала Esquire. А Скарлетт еще в 19 лет доказала, что она безоговорочно талантлива. И это должно быть для нас единственным приоритетом.



Скарлетт всего 29, и для нее все только начинается.
25.11.2013 15:51

Операция «Аффлек»

«И я просто хочу сказать, что, когда стоял здесь 15 лет назад, понятия не имел, что я здесь делаю. Я стоял перед вами и был совсем мальчишкой. Никогда не думал, что снова попаду сюда» (24 февраля 2013 года, из речи Бена Аффлека на вручении «Оскара»).

1997 год, церемония вручения «Оскара». И вот они на сцене, двое парней из Массачусетса. Зал скептически за ними наблюдал: «Сколько мы вас таких перевидали, подумаешь, "Оскар" за лучший оригинальный сценарий». И ничто, в общем, не предвещало. Они должны были получить свои статуэтки и исчезнуть на бескрайних просторах Голливуда.

Но как известно, ту речь Бен Аффлек начал со слов: «Я только что сказал Мэтту, что если мы проиграем, это будет хреново, а если победим, то будет очень страшно». Сработал второй вариант.

Что делать с Мэттом Дэймоном, Голливуд понял сразу — тот был очень талантлив и не очень презентабелен, и его актерская карьера быстро пошла в гору.

А вот что делать с Беном Аффлеком, Голливуд решительно не знал. Гренадерский рост, упрямый подбородок, прямой нос, красивая линия рта, честный взгляд. На этом его актерский талант практически заканчивался. В 30-х—50-х режиссеры бы решили эту проблему — его бы одевали в смокинг или военную форму и ставили в кадре молчаливо курить и пристально смотреть на главную героиню. В 90-х этого было недостаточно.

Бен родился в Беркли, Калифорния, но потом семья переехала на Восточное побережье, и рос он уже в пригороде Бостона, в Кембридже, штат Массачусетс. По соседству с ними поселился мальчик по имени Мэтт Дэймон, и втроем, вместе с младшим братом Бена, Кейси, они мечтали о покорении Голливуда. Почему-то Бен решил, что он обязательно должен стать актером...

В кино он начал сниматься с двенадцати лет и регулярно играл в инди-фильмах и сериалах. В общем, куда приглашали, там и снимался. И сложись все по-другому, играл бы сейчас Бен врача на ABC, пожарника на NBC или копа на CBS.

Но в 1996 году он и Мэтт Дэймон решили взять Голливуд кавалерийской атакой. И им это удалось. Они написали сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг» и даже пристроили его в хорошие руки. Сценарий выиграл «Оскара». В 25 лет Бен стал самым молодым сценаристом, получившим эту премию.

Но для актера мало что изменилось. Хорошая новость заключалась в том, что из плохих ролей в плохих фильмах Бен перекочевал на плохие роли в неплохих фильмах, и стал светиться в блокбастерах. Количество интересных по задумке мелодрам, которые Бен испортил своим невозмутимым лицом, трудно подсчитать.


«Догма»


Единственным светлым пятном на этом фоне была «Догма». В комедии серьезное лицо — необходимый атрибут, но Бен там вообще неплохо порезвился. Так что это был тот редкий случай, когда он оказался на своем месте.

«Армагеддон», «Перл-Харбор», «Влюбленный Шекспир»... По счастью, в этих фильмах находилось кому играть, кроме Бена. А тот собирал «Золотую малину» за худшие роли.

Зато Аффлек стал постоянной величиной в списках самых красивых людей мира журнала People, самых сексуальных, самых стильных; в общем, все, что угодно, только не там, где ему хотелось бы — среди самых талантливых. А с другой стороны, не так уж плохо попасть в заключительный список «50 самых красивых людей XX века».

Стоит остановиться на фильме «Чужой билет». Какая была хорошая идея для мелодрамы: мужчина отдает свой билет на самолет незнакомцу, но самолет разбивается, и он начинает испытывать чувство вины. Он знакомится с женой погибшего, и дальше начинается классическая мелодрама. Но Гвинет Пэлтроу пришлось воплощать ее за двоих.

И вновь всплывает имя «la femme fatale» Пэлтроу. В 1997 году Аффлек пришел на замену Брэду Питту в качестве бойфренда Гвинет. Но это было именно так — просто замена. В те же годы у Бена начались проблемы с алкоголем, но его характера хватило, чтобы решить их — он добровольно прошел реабилитацию. А потом опять не повезло с девушкой. На этот раз он стал приятелем Дженнифер Лопес. В начале первого десятилетия она была героиней таблоидов, а Бен — всего лишь ее бойфрендом. Дело несколько раз приближалось к свадьбе, но до самого шоу так и не дошло.

В 2004 году он наконец встретил свою девушку — Дженнифер Гарнер. И женился на ней. «Дженнифер, я хочу сказать спасибо тебе за работу над нашим браком в течении десяти лет — наши десять рождественских праздников. Это хорошо. Это работа, и это самая лучшая работа. Я охотно занялся бы именно ею».


Бен Аффлек и Дженнифер Гарнер с детьми на прогулке, 2013 год


Здесь мог бы быть длинный список фильмов, в которых Бен Аффлек снялся за десять лет, но он пропущен, потому что рассказывать особо не о чем.

В 2007 году издание Entertainment Weekly включит Бена Аффлека в «Топ 50 самых умных людей Голливуда». И в этом же году актер это докажет делом.

Во второй половине первого десятилетия Бен, наконец, переломит ситуацию, поняв, что великим актером ему не стать. Он вспоминает, за что у него, собственно, «Оскар». Так на свет появилась одна из лучших криминальных драм десятилетия «Прощай, детка, прощай». Аффлек не только написал сценарий, он решил сам поставить фильм. И сразу выиграл приз ассоциации кинокритиков за лучший дебют. Он поступил умно — отдал главную роль брату Кейси Аффлеку, очень тонкому и хорошему актеру. Фильм получил много наград и даже одну номинацию на «Оскар», за лучшую женскую роль второго плана для актрисы Эми Райан. Аффлек очень хорошо умеет работать с кастингом, как покажет будущее. Фильм был тепло встречен и критикой, и зрителями, и, что немаловажно, принес приличную прибыль.


Эми Райан и Кейси Аффлек, «Прощай, детка, прощай»


В том же 2007 году случилось невероятное. Бен был номинирован на «Золотой глобус» как лучший актер второго плана в фильме «Смерть Супермена». Дело в том, что режиссер фильма Аллен Култер использовал Бена строго по назначению — тот сыграл восходящую кинозвезду 50-х годов. И действительно, впервые за много лет абсолютно точно вписался в образ.


«Смерть Супермена»


Один из персонажей фильма сказал о его герое: «Человек с лицом кинозвезды...». Между тем, когда смотришь этот фильм, не покидает мысль: «Но ведь он, черт возьми, хороший актер!». Или просто наконец набрался мастерства.

Бен понял, в каком направлении ему надо двигаться. И следующим его режиссерским проектом стал «Город воров» в 2010 году. В перерыве между режиссурой он продолжал сниматься в кино, но опять ничего интересного не получилось.


«Город воров»


«Город воров» имел гораздо больший успех, чем его первый фильм, хотя первый был намного сильнее. На этот раз номинацию на «Оскар» получил Джереми Реннер. «Город воров» немного затянут, и, возможно, Аффлеку не надо было самому играть главную роль. Свойственная всем фильмам Бена сентиментальность местами раздражает, но в целом фильм получился.

После «Города воров» Бен взял двухлетний тайм-аут. Чтобы триумфально вернуться. Случилось чудо — Терренс Малик доверил ему главную роль в своем фильме «К чуду».


«К чуду»


Очень интересно смотреть, как Малик снимал Бена — только подбородок, только глаза, только линия рта, только плечи, вид сзади, почти ни одного крупного плана. Малик отдал пространство для игры актрисам — Рэйчел Макадамс и Ольге Куриленко. Но Бен здесь оказался абсолютно на месте, благодаря тому, что Малик, один из лучших режиссеров в мире, точно знал, как его снимать и как монтировать. И оказалось, что все не так запущено — Бен умеет играть в хороших руках.

И сразу же после окончания съемок Аффлек приступил к «Операции "Арго"». Лента не задумывалась продюсерами Грантом Хесловым и Джорджем Клуни ни как блокбастер, ни как заведомо «оскаровский» проект. Как бы парадоксально это ни прозвучало, но если бы они метили так высоко, они бы, наверно, не позвали Аффлека. Или же у них сработала интуиция.

В любом случае, он был приглашен. И Хеслов и Клуни сделали его своим сопродюсером. И Бен показал высший пилотаж.

Можно с пеной у рта обвинять картину в патетичности, но в любой операции по спасению чьей-то жизни пафос заложен по определению. Фильм и должен был нести в себе пафос. Аффлек снял очень зрелищный, очень эмоциональный, очень живой фильм, от которого ни на секунду невозможно оторваться. Там нет ничего лишнего, и есть прекрасный актерский состав. Аффлек взял себе роль, в которой не нужно было ничего, кроме серьезного выражения на лице. Те роли, которые требовали мастер-класса, он отдал Алану Аркину и Брайану Крэнстону.

Грандиозный успех картины был неожиданным для всех. Фильм получил семь номинаций на «Оскар», три из которых выиграл.

Но еще случилось то, что случалось в Киноакадемии всего пару раз. Фильм был выдвинут как лучший фильм года, а режиссер — нет. Киноакадемия сама себя поставила в крайне неловкое положение — Аффлек выиграл «Золотой глобус» и, что еще важнее, приз Гильдии режиссеров — Directors Guild of America. Его коллеги назвали его лучшим режиссером года, но повторить это на «Оскаре» они не смогли физически — Бена не было в числе номинантов. Критики развлекались: «Интересно, кто получит "Оскар" Аффлека?». Так Бен стал единственным режиссером, выигравшим «Золотой глобус» и DGA, но не получивший «Оскара» за лучшую режиссуру.

Но Киноакадемия уже поняла, как оконфузилась, и поэтому «Оскар» за лучший фильм года впервые в истории церемонии вручала Первая леди США Мишель Обама. Грант Хеслов, закончил свою речь словами огромной благодарности Бену и освободил ему место у микрофона — режиссер должен был получить свой триумф. Как и его первая речь 15 лет назад, эта тоже вошла в неофициальный список лучших выступлений на «Оскаре». Он говорил очень сбивчиво, очень эмоционально, но сказал все, что хотел донести. «Это Академия, здесь сегодня присутствует много замечательных людей. Они продолжали со мной работать в эти годы, не извлекая для себя никакой выгоды в Голливуде. Я хочу сказать, что не имею права присваивать себе их работу. И я благодарен им за то, что именно они научили меня, что мне придется работать больше, чем я могу».



А этим летом случился виртуальный катаклизм. Информация о том, Бен был утвержден на главную роль в новом проекте Дэвида Финчера, фильме «Исчезнувшая», прошла совершенно спокойно. Реакция даже была весьма положительная — хороший парень Аффлек будет играть роль у самого Финчера.

Но неисповедим путь полета мысли Интернет-сообщества. Новость о том, что Зак Снайдер пригласил Бена на роль Бэтмена в свой фильм «Бэтмен против Супермена», показала, что нам зомби не нужны, они уже среди нас. На Аффлека навалились так, будто он первый террорист планеты. А речь шла всего-то о торчащих ушках на шлеме. Не о Гамлете, или, как сказал Мэтт Дэймон, о короле Лире. Речь шла просто о герое комиксов. Как известно, у Брюса Уэйна не было родственников, но количество людей, точно знавших, как он не должен выглядеть, перевалило за миллион. Вой оскорбленных в лучших чувствах фанатов комиксов стоял примерно двое суток. Пока в защиту Аффлека не высказались несколько весьма уважаемых актеров, в том числе, и предыдущие исполнители роли Бэтмена. Клуни весело заметил: «Я последний человек, который имеет право давать оценку актерам, исполняющим роль Бэтмена». Эпидемия истерии закончилась так же внезапно, как и началась. А средний IQ юзеров Интернета продолжил полет в бездну — Бен оказался хорош для Финчера и плох для Снайдера. Что тут скажешь?..

Сейчас Аффлек находится в лесах родного Массачусетса на съемках «Исчезнувшей». А на 2015 год запланирован его новый режиссерский проект — «Ночная жизнь».



Бен очень политизированный человек — активно поддерживает Демократическую партию США. Также он много занимается благотворительностью. Приоритетные сферы его деятельности — помощь больным детям с редкими заболеваниями и голодающим в Конго.

Можно сколько угодно долго сотрясать просторы Интернета заявлениями, что Аффлек бездарный, что из него выйдет худший Бэтмен и так далее. То, что тогда, в 1997 году, показалось кому-то недоразумением и стало одной из любимых шуток в ситкомах, ушло в историю. Это не было ошибкой или везением. Нельзя игнорировать тот факт, что Бен Аффлек выигрывает ровно столько «Оскаров», на сколько номинируется. Нельзя забыть, что он снял три отличных полнометражных фильма из трех снятых.



После 24 февраля 2013 года никто не может просто отмахнуться от Бена Аффлека. Он прошел очень трудный путь. Он прочитал о себе столько негатива, сколько не прочитали те, кто вообще ничего не умеют. Да, Аффлеку не любят прощать ошибки. Даже те, которые он еще не успел сделать, как это было летом с Бэтменом. И знаете что? Если он не сломался от всего того, через что уже прошел, то вопли счастливых обладателей ПК и ноутбуков его точно не сломают. Он уже всей своей карьерой, этим своим противлением злу, направленным против него, доказал, что он лучший Бэтмен, чем кто-либо. Как бы он его ни сыграл. Он просто Бэтмен по жизни.


«Вы не можете держать обиды. Это трудно, но вы не можете держать обиды. И не важно, как вас бьет жизнь, потому что случается всякое. Все, что имеет значение, — вы должны снова встать на ноги».
25.11.2013 15:48

Самая обаятельная

В детстве она мечтала стать учительницей. И только к старшим классам решила «пойти в артистки». Родители отнеслись к такому пожеланию как к легкой блажи: «Ну кто такую в актрисы возьмет? Костью широковата, да и голос какой!».

Видимо, уговоры родителей на Ирину Муравьеву никак не повлияли, потому что после школы она подала документы во все театральные вузы столицы... И не поступила никуда. Пришлось пойти работать. Через год — еще одна попытка, и опять неудачная. Лишь на третий год кто-то посоветовал ей обратиться в драматическую студию при Центральном детском театре. Там же она и осталась работать после учебы: играла птиц, мальчиков, иногда и деревья. Впрочем, хороших ролей для маленького зрителя она сыграла много. И сам театр сыграл в ее жизни важную роль: здесь она встретила своего мужа, режиссера Леонида Эйдлина, в браке с которым она состоит уже почти сорок лет.

Как и для многих по-настоящему хороших актрис, театральные подмостки были первостепенно важны для Ирины Вадимовны. Кино — лишь побочный продукт. Но именно благодаря экрану не только москвичи получили возможность радоваться таланту замечательной актрисы.

Пожалуй, первым большим шагом в кино стала роль Сюзанны в детективе «Чисто английское убийство» (1975) Самсона Самсонова. Англичанка в исполнении Ирины Муравьевой оказалась стопроцентным попаданием. Скуластая, с огромными голубыми глазами, и при этом изящная, как статуэтка, она будто только вчера вышла из клуба в лондонском Ист-Энде, где всю ночь веселилась с другими девчонками, приехавшими из британского захолустья. Живая, хваткая, на контрасте с замороженными прибалтийками, традиционно игравшими роли заграничных аристократок, она казалась глотком свежего воздуха, искрящимся шампанским, зажженным бенгальским огоньком.

Это в жизни Ирина была скромной и интеллигентной девушкой. А режиссеры почему-то видели ее именно в таких типажах: упрямых, темпераментных, слегка хабалистых девиц.

Судьбоносной для нее стала роль Людмилы в культовой народной мелодраме «Москва слезам не верит» (1980). Циничная «лимита» намеревалась остаться в столице, используя любую возможность. Сколько зрительниц последовало ее экранным «наработкам», отправляясь в Ленинку за женихом? Но нужно отдать и должное — зритель полюбил Люсю в исполнении Муравьевой за ее преданность друзьям, за цепкий ум, задор и способность мечтать. «Проиграть — так миллион, полюбить — так короля», — говорит героиня, одной фразой выражая суть русской души, ее широту и бесстрашие.


Впрочем, сама Ирина Вадимовна своей роли стеснялась. «Когда я посмотрела первую серию — расплакалась», — вспоминает актриса. Людмила показалась ей олицетворением всего, что Муравьева не любила в людях: хамства, наглости, бесцеремонности.

Целиком картину актриса посмотрела только спустя много лет после премьеры. Удивилась высокому уровню фильма. Но не своей работы. Муравьева вообще не любит пересматривать картины со своим участием. Все время кажется, что что-то было недоработано, что-то можно было сделать лучше.


С великой Татьяной Лиозновой Ирина Вадимовна впервые встретилась на съемочной площадке драмы «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Начавшись как производственная драма, эта картина становится большим, чем ура-патриотическая повинность, нести которую должен был каждый деятель культуры в СССР. Первоклассный актерский состав, филигранная операторская работа, гениальная режиссура и монтаж творят из простой картины в три плана изысканное пиршество. Банальный сюжет превращается в остросоциальный саспенс, игра актеров становится магическим действом, захватывающим внимание, зритель застывает в попытке не упустить ни капли волшебства. И молодая Муравьева, играющая с мэтрами, нисколько не уступает им в мастерстве. Здесь, кстати, она впервые появляется на экране вместе с Леонидом Куравлевым, Юрием Яковлевым, а также с Кларой Лучко. Лиознова сделала пометку на будущее, запомнив эту химию, возникающую между актерами.

Следующая роль писалась специально для Муравьевой. Заметив ее хамелеоновскую способность меняться почти до неузнаваемости, Лиознова пригласила Ирину Вадимовну в свою новую картину. В начале «Карнавала» героиня еще школьница. Никто не сомневался, что для Муравьевой, которой на тот момент уже было немного за тридцать, преобразиться в старшеклассницу не будет стоить большого труда. «Мы были уверены, что изобразить молодую девушку для Ирины Вадимовны не составит проблемы, — вспоминала режиссер. — Весь вопрос упирался в актерскую технику, — в конце концов, многим в разное время приходилось изображать персонажей гораздо моложе своего возраста. У Муравьевой это получилось отлично».


Согласившись на роль, Ирина Вадимовна начала тренировки: катание на роликах и танцы. Каждый день на протяжении нескольких месяцев она с шести утра каталась на коньках. Некоторое время ей снились кошмары: казалось, что в роликах оступилась на лестнице. Но мучения стоили всего. Актриса с телосложением, далеким от атлетического, показывает такой высокий класс спортивной и хореографической подготовки, такую пластичность, что диву даешься.

Сама же роль во многом повторила судьбу актрисы. Наверняка, разучивая диалог с экранной матерью, где та увещевает дочь, призывая выбрать более приземленную профессию, ведь «артистки тонкие, а у тебя кость широкая, да и голос какой», Ирина вспоминала свои разговоры с родителями…

Зрители полюбили ее с новой силой. Сложно было поверить, что роль провинциалки так искренне сыграла коренная москвичка. Юрий Яковлев и Клара Лучко, вновь супруги на экране, теперь стали отцом и мачехой героини — снова отстраненные, холодные. Так и Москва, которая «слезам не верит», не стала родной для искренней, для озорной девчонки из Оханска. Много ли таких было? Отправившихся в столицу учиться «на артисток» и нашедших в себе смелость признаться в поражении?

Сегодня зрители готовы пересматривать фильмы «Карнавал» и «Москва слезам не верит» по десятку раз. «Бедняги! Могу им только посочувствовать», — говорит на это самокритичная актриса.


В 1985-м на экранах появилась «Самая обаятельная и привлекательная». И снова успех. В фильме Геральда Бежанова Ирина Муравьева вновь перевоплощается: на этот раз в Надю, синий чулок, работницу конструкторского бюро, для которой «мужчины как класс не существуют». И снова она родная для советского зрителя, определившего ее героиню таковой «и по коттону, и по лейблу». Простая история о поисках счастья, и чтобы найти его, нужно только оглянуться.

«Артистка из Грибова» (1988) стала как бы продолжением «Карнавала». Здесь мы наблюдаем за актрисой Галей Кадетовой, повзрослевшей физически, но не духовно, девушкой из провинции. Когда-то она сумела пробиться в Москве, но постепенно теряет позиции, перебиваясь ролями в радиопостановках и дубляжом. Мечты стать великой артисткой так и не воплотились и, чтобы продолжать играть, придется вернуться в родной городок. Фильм не стал откровением, хотя ставки на Муравьеву делались большие. И она честно играет свою партию, меняя маски одну за другой, вновь заставляя удивляться многогранности ее таланта.

С развалом советского союза кардинально поменялся и типаж главной героини. В постсоветском кино Ирина Вадимовна начала играть других персонажей: взрослых, больше похожих на нее настоящую. Умудренных опытом дам, которых, впрочем, она наделяет тонким чувством юмора и легким озорством.

Пожалуй, стоило бы отметить ее роль в мелодраме «Эта женщина в окне...». Фильм поставил супруг актрисы, Леонид Эйдлин. Наверняка режиссер хотел показать и другую сторону всенародно любимой актрисы. Картина подкупает своей неторопливостью, вторящей жизни небольшого старинного русского городка. Немолодая героиня Муравьевой давно пережила период страстей и находит счастье в тихих радостях. Это тоже архетипический образ, собирательный среди героинь Пушкина, Тургенева, Толстого. И он также пришелся зрителю по душе: как и героиня, ее поклонники выросли, слегка поизносились, приобрели житейского опыта.

К сожалению, со временем актриса все меньше появлялась на экране, играя, в основном, на сцене Малого театра, где она служит уже более двадцати лет.


Последний на данный момент воплощенный ею экранный образ — роль Кати в трагикомедии «Китайская бабушка» 2009-го года. Здесь она вновь играет с Александром Михайловым. Помните москвича Ремизова? Между ним и Ниной мелькали искры в финале «Карнавала». Прожив всю жизнь в маленьком городке, населенном теперь преимущественно пенсионерами, наши герои, похоже, «доживают» свою жизнь. На автобусе, по маршруту «роддом, школа, поликлиника, кладбище» Катя и Паша проехали из молодости в старость. Утрированно пожилые герои потеряли цель существования и двигаются лишь по привычке. К счастью, появление сестры Милы возвращает семье вкус к жизни, любовь и яркие краски — буквально. Персонаж Ирины Вадимовны в картине не главный, но решающий — это за ее внимание и благосклонность борются остальные герои, она — краеугольный камень, основа и опора. И даже здесь, в небольших рамках своей роли, она умеет развернуться во всю ширь своего таланта, превращаясь из согбенной старушки в прекрасную даму.


Являясь человеком не публичным, очень скромным, Ирина Вадимовна не появляется на светских мероприятиях. Все свое время она посвящает семье и театру, где она успешно продолжает играть главные роли.
31.10.2013 13:39

Невероятный Эдвард

«Все люди парадоксальны. Нет однозначных людей, поэтому я люблю персонажей, которыми управляют противоречивые импульсы или оттенки двусмысленности. Это и весело и интересно, потому что трудно».

Самое интересное в фильме «Первобытный страх» было даже не то, как Эдвард Нортон виртуозно играл. Самое интересное было, как Ричард Гир весь фильм на него ошарашенно смотрел. И как в финале Гир идет по улице с отчаянным выражением лица: «И какого черта я-то делал в этом фильме???».

Потому что новичок провел бой без правил. Дебютант в кино, выпускник Йеля, парень из внебродвейского театра не просто снес Гира с экрана, он еще ухитрился с первого захода выиграть «Золотой глобус» и получить номинацию на «Оскар».

Но Голливуд не знал, что это не только явление большого таланта, это еще и начало головной боли.

Эдвард родился в Бостоне в очень влиятельной и богатой семье. Как старший сын он должен был возглавить семейный бизнес. Но его няня совершила «роковой» поступок — начала возить ребенка в Нью-Йорк на бродвейские постановки. И в восемь лет Нортон решил, что станет актером. Однако после школы семья отправила его продолжать получать образование в престижном Йельском университете, и он закончил его со степенью бакалавра искусств и истории. А потом дедушка послал Эдварда в Японию, в Осаку, в филиал семейной фирмы. Но через два года Нортон оставил семейный бизнес и приехал в Нью-Йорк, чтобы начать все сначала — официант, бармен, актер во внебродвейских театрах.

А затем случились кинопробы на роль в фильме «Первобытный страх». Его выбрали из двух тысяч претендентов. Фильм еще не вышел на экраны, а в Голливуде уже заговорили о сногсшибательном новичке.

Первыми в него вцепились Милош Форман с фильмом «Народ против Ларри Флинта» и Вуди Аллен с лентой «Все говорят, что я люблю тебя». В фильмах у обоих он сыграл роли второго плана, но имена режиссеров говорили сами за себя.

Нортон попал в Голливуд абсолютно сложившейся личностью, абсолютно незвездной. Абсолютным нью-йоркцем — и с очень непростым характером. Его воспитывали как лидера. И он повел себя как лидер.

В 1998 году он сыграл в знаменитой криминальной драме «Шулера» с Мэттом Дэймоном, но роль в другом фильме совершенно затмила эту. В 1998 году вышла легендарная «Американская история Х».


Дерек Виньярд, «Американская история Х»


Это была вторая номинации Нортона на «Оскар». Никто, в общем, уже не сомневался, что актер близок к гениальности, но после «Американской истории Х» всеми овладел некоторый испуг. На съемках, наконец, стали проявляться черты характера Нортона, которые впоследствии сослужат ему плохую службу. Во время съемок «Американской истории Х» параллельно шла «голливудская история Х». Нортон командовал парадом на съемочной площадке. Режиссера фильма Тони Кэя раздражала родословная Эдварда и сам Эдвард, Нортона раздражал Тони Кэй. Студия поставила на этого актера, и ему доверили окончательный монтаж. После выхода фильма на экраны и колоссального успеха скандал между режиссером и студией длился еще два года.

Но тогда Нортону это сошло с рук. У него никогда не было проблем, присущих некоторым звездам — алкоголизм, наркомания, вождение в нетрезвом виде, бурная сексуальная жизнь. Он просто вел себя по принципу «я самый умный в классе». Он так привык с детства и не видел причины, чтобы меняться. И многие в Голливуде, особенно те, кто не был с ним близко знаком, считали его высокомерным снобом. Это было «главное обвинение», которое выдвигал режиссер Тони Кэй.

«Американская история Х» — история провинциального неонациста, который постепенно, с большим трудом начинает осознавать: что-то он делает сильно неправильно. Роль Дерека Виньярда была сыграна Нортоном на таком нерве, что у зрителей перехватывало дыхание.

И не успели все перевести дух, как на экраны вышел «Бойцовский клуб».

Дэвид Финчер редко ходит в кино, и ему случайно попался «Первобытный страх». Так Нортон стал членом «Бойцовского клуба». Разумеется, здесь ему поруководить не удалось. Поползновения были пресечены одним взглядом Финчера, и Нортон стал белым и пушистым. Сыграл он блистательно. Совершенно бессмысленно в очередной раз рассказывать о «Бойцовском клубе». Это давно стало общим местом, и Нортон стал неотъемлемой частью культа.

В 2000 году, вдохновленный дебютным фильмом «Реальность кусается» своего друга Бена Стиллера, Нортон решил попробовать себя в режиссуре и снял комедийную мелодраму «Сохраняя веру». В 1997 году мама Эдварда умерла от рака мозга, и он посвятил фильм ей — она была большой поклонницей классических голливудских мелодрам. Фильм получился приятным, но не более того. И хотя он был достаточно тепло принят критикой и даже получил какие-то награды и номинации на разных фестивалях, трудно отнести его к очень удачному режиссерскому дебюту. Видимо, Нортон не режиссер. Он быстро это понял и больше не экспериментировал.

В следующем году актер впервые встретился на съемочной площадке с титанами — Робертом Де Ниро и Марлоном Брандо — в криминальной драме «Медвежатник». Криминальная драма, наверно, самый любимый жанр Эдварда, начиная с дебюта.

В 2002 году Нортон сыграл в мощном психологическом триллере Спайка Ли «25-й час». Это была экранизация романа Дэвида Бениоффа, которого мы знаем как основного шоуранера Game of ThronesИгры престолов»). Монти, главный герой, проживает на свободе последние сутки. Утром он должен сесть в тюрьму на очень большой срок. Он проводит обычный и необычный день, выясняя отношения с родственниками, друзьями, девушкой, и когда в финале отец везет его в тюрьму под гениальный саундтрек Теренса Бланшара, по лицу Нортона понимаешь, что он не сыграл, он прожил эти 24 часа вместе с Монти.


Монти, «25-й час»


На этом фоне роль в «Красном драконе» Бретта Рэтнера в том же году выглядит не столь впечатляющей. Это мог сыграть не только Нортон, а в фильме «25-й час» нужен был именно он. Как сказал когда-то Шон Пенн: «Я не берусь за роли, которые могут сыграть другие пять талантливых парней. Я играю только то, что смогу сыграть только я». Высокомерно, но точно.

Все в том же 2002 году Нортон сыграл в очаровательной черной комедии Дэнни Де Вито «Убить Смучи». Это один из его самых теплых и душевных фильмов. История простоватого и порядочного парня, случайно ставшего звездой телешоу в забавном костюме Носорога Смучи. Один из немногих абсолютно положительных образов, сыгранных Нортоном. Благодаря его персонажу, комедия к финалу перестала быть «черной» и превратилась в очень добрую и романтичную.


«Убить Смучи»


Личная жизнь Эда в конце 90-х носила «звездный» характер. Его подругами были Кортни Лав, Дрю Бэрримор, Кэмерон Диаз. Нортона связывали длительные отношения с Сальмой Хайек, для которой он полностью переписал сценарий фильма «Фрида». Расставания с подругами проходили без излишнего шума в желтой прессе.

Актер стал делать большие перерывы в съемках. Выбирал. Много занимался благотворительностью.


«Я просто люблю работать с умными людьми».


В следующий раз он появился на экране в 2005 году в блокбастере Ридли Скотта «Царство небесное». Ему было предложено выбрать любую роль. Нортон сделал экстравагантный выбор — сыграл прокаженного короля Балдуина IV. Весь фильм он играл в маске, но даже так сумел переиграть всех.

И в том же году его можно было увидеть в инди-фильме «Это случилось в долине». Почти все персонажи Нортона балансируют на грани Добра и Зла, и иногда трудно понять, на какой они стороне. Персонаж Нортона в фильме и злил, и вызывал жалость, потому что все его неблаговидные поступки были вызваны тотальным одиночеством и желанием быть нужным кому-то.

В 2006 году Нортон сыграет, возможно, одну из своих лучших ролей — доктора Уолтера Фейна в экранизации знаменитого романа У. Сомерсета Моэма «Разрисованная вуаль». Он сам выступил продюсером фильма и, соответственно, руководил процессом. Финальная часть немного отличалась от первоисточника, но в данном случае это было необходимо. Объяснить зрителям, почему героиня Наоми Уоттс любила персонажа Лива Шрайбера и не любила своего мужа в исполнении Нортона, было бы проблематично. В итоге она не просто стала уважать мужа, как это было в романе, но и полюбила его. Нортон сыграл как всегда великолепно и даже более того.


Эдвард Нортон и Наоми Уоттс, «Разрисованная вуаль»


К сожалению, доктора Уолтера Фейна из «Разрисованной вуали» затмил фокусник Айзенхайм из нашумевшего фильма «Иллюзионист». Фильм, конечно, красивый, романтичный, снятый на волне любви к лентам про фокусников, но абсолютно не сравнимый с невероятно сложной ролью в «Разрисованной вуали».

2008 год оказался поворотным в карьере Эдварда. Но проблемой оказался сам Нортон. История его утверждения на роль Брюса Баннера в «Невероятном Халке» — сама по себе блокбастер. А еще один блокбастер — то, что происходило за кадром. Повторилась ситуация с «Американской историей Х», только на этот раз против Нортона был не малоизвестный режиссер, а «империя» Marvel. Тем не менее, студия, выбрав актера, старалась идти ему на уступки, позволяя делать изменения в сценарии. На стороне Нортона был режиссер Луи Летерье. В итоге они отсняли около трех часов материала, но Marvel отклонила такой большой формат, и при монтаже было удалено много сцен, которые Нортон считал ключевыми. Результатом стало присутствие Нортона лишь на одной-двух премьерах, поскольку он отказался от промотура, уехав в Африку заниматься благотворительностью. Пристрастия фанатов разделились между новым Халком и Халком Эрика Баны.

Нортон может быть на экране неприятным, отвратительным, очаровательным, отталкивающим, сексуальным, интеллектуальным, тупым, смешным, пугающим, холодным, страстным… Он может быть каким угодно. У него нет актерского потолка, «это — могу, это — нет». Он может абсолютно все. Но изредка он просто выбирал не те фильмы.


«Слава весьма агрессивна, и вы должны строго охранять себя от нее».


Эдвард начал понемногу отстраняться от актерской карьеры, все больше погружаясь в благотворительную деятельность. Он стал учредителем собственной социальной сети Crowdrise, занимающейся различнымии проектами по всему миру. Сам он посвящает много времени спасению вымирающего кенийского племени масаи.

В 2009 году Нортон снялся в инди-драме «Листья травы» режиссера Тима Блейка Нельсона (фильм также известен под названием «Травка»). Эдвард сыграл братьев-близнецов, со свойственным ему мастерством создав два совершенно разных образа — провинциального наркодилера и преподавателя колледжа. Он был продюсером проекта и активно занимался продвижением фильма. Фильм получился очень тонкий и умный, но его постигла судьба большинства независимых кинолент — ограниченный прокат и полки в видеосалонах.

2010 год оказался тяжелым для актерской карьеры Нортона. Фильм «Стоун», в котором он еще раз сыграл с Робертом Де Ниро, провалился. Но это была не главная проблема года. Marvel запускал «Мстителей», и Нортон очень рассчитывал на участие в проекте...

Они несколько раз встречались с Джоссом Уидоном. По словам обоих, весьма плодотворно. Правда, Нортон сразу начал с того, что надо изменить сценарий. Видимо, у директоров студии Marvel волосы встали дыбом при воспоминания об их прежних «страстных» отношениях. В итоге летом 2010 года перед презентацией на Comic-Con студия Marvel сообщила актеру, что они отказываются от сотрудничества с ним. Нортон был расстроен, но принял это спокойно.

Неожиданно выступил один из менеджеров студии: «Нам не нужна нестабильная атмосфера на съемках и конфликты Нортона с другими актерами». Позднее студия постаралась смягчить это высказывание. Нортон сделал очень приятное и грустное заявление для фанатов, что он соглашается с решением Marvel и надеется на хорошего исполнителя роли Брюса Баннера.

Надо сказать, в Marvel не промахнулись — Марк Руффало оказался лучшим Брюсом Баннером. Нортон в какой-то мере был, наверно, ошибкой Marvel не только из-за его конфликтного характера, это просто была не его роль. Руффало оказался точным попаданием. Сам Эдвард тоже высоко оценил этот выбор.

Но в следующий раз он появился на экранах только через два года в ролях второго плана — в блистательной комедии Уэса Андерсона «Королевство полной луны» и в фильме «Эволюция Борна» Это можно назвать «просто появился», потому что для актера его уровня играть там было, собственно, нечего.

В годы добровольного простоя актер продолжает заниматься благотворительностью. Он продюсирует фильм «Спасибо за обмен» своего друга, режиссера и продюсера Стюарта Блумберга, с которым работал еще со времен «Бойцовского клуба», активно занимается политической деятельностью, женится на своей давней подруге Шоне Робертсон, у него рождается сын.

Трудно сказать, вернется ли Нортон к полноценной актерской карьере или пойдет по семейным стопам и займется, как его дед и отец, филантропической деятельностью. Время покажет. Но за 15 лет он оставил такое актерское наследие, которое не удается собрать некоторым и за пять жизней. Возможно, Нортон захочет стать политиком и повторит путь Рональда Рейгана или Арнольда Шварценеггера, только от Демократической партии США. Но это лишь предположения.



Выбрать из всех ролей Эдварда лучшую несколько затруднительно — он слишком гениально ровный. Кто-то назовет «Бойцовский клуб», кто-то выберет романтично-зрелищного «Иллюзиониста». Любители комиксов, возможно, запомнили Брюса Баннера. Большинство, наверно, забудет «Первобытный страх», «Американскую историю Х», «25-й час» и «Разрисованную вуаль». И точно почти никто не вспомнит «Листья травы».


Но... подождем ставить крест на его карьере. Всем нужны тайм-ауты.

P.S. Мы оставляем за собой право упоминать те фильмы Эдварда Нортона, которые считаем достойными упоминания. И пропустить те, которые можно пропустить.
31.10.2013 13:37

V значит Вигго

«Я не знаю никого, кто говорит людям о себе все. Все мы намеренно храним секреты. Я актер, так что я определенно не в бизнесе правды» (Вигго Мортенсен).

Наверно, мы все познакомились с ним в одном месте — в таверне за пределами Шира. Он сидел в полумраке, с надвинутым на лицо капюшоном, из-под которого сверкали большие ярко-голубые глаза. А потом Фродо устроил дикую выходку и получил от незнакомца выволочку. Так что мы и Фродо познакомились с ним одновременно.

Но только это был обман зрения — мы уже видели его раньше. Просто не замечали.



Всем известно, что у Питера Джексона был необъятный список претендентов на роль Арагорна. Там были почти все голливудские звезды подходяшего и неподходящего типа. Когда никто из них не подошел, Джексон перебрался ко второму эшелону. В конце концов, пора было начинать съемку, и последним на тот момент в списке был Стюарт Таунсенд. Съемки начались. И на этом месте Джон Р. Р. Толкиен от злости как-то, видимо, очень удачно перевернулся в гробу, и… Таунсенда отправили домой. Джексон ткнул пальцем в следующего кандидата из списка.

Агент позвонил Вигго Мортенсену. Мортенсен в тот момент был с сыном Генри. «В Новую Зеландию? Какой "Властелин колец"? Кого? Ара… что? Да не поеду я никуда! — и, положив трубку, пожаловался сыну: — Представляешь, в Новую Зеландию, играть в каком-то "Властелине колец" какого-то… Ара...». «НЕМЕДЛЕННО СОГЛАШАЙСЯ!!!», — перебил его сын.

Очнулся Мортенсен уже в самолете. Открыл книгу. Это было ужасно. Какие-то ушастые хоббиты… Во что он вляпался? И вдруг он увидел нечто знакомое с детства. А детство он провел в Дании у бабушки и дедушки. Орки, тролли, эльфы — это было свое, похожее на скандинавский фольклор. Приземлился в Окленде Вигго уже фанатом Толкиена.

«Чем больше я исследовал Толкиена, тем больше я чувствовал, что у меня два босса: Толкиен и Питер Джексон, и я изо всех сил старался быть лояльным к обоим», — говорил он позже.

В том, что касается профессии, Мортенсен — человек очень обстоятельный. Надо говорить по-эльфийски, выучим эльфийский. Надо запеть по-эльфийски, сочиним музыку. Надо лучше всех фехтовать, будем лучше всех фехтовать. Надо быть лучшим наездником, будем лучшим.

Никто не выбивался в касте «Властелина кольца». Джексон действовал очень мудро. Но фактически из тех, кто не был широко известен до тех пор, звездой стал только Вигго Мортенсен.

Вигго Мортенсен родился на Манхэттене в Нью-Йорке в семье американки и датчанина. С трех до одиннадцати лет жил в Аргентине, где работал его отец. Потом родители развелись, и мать с детьми вернулась на Манхэттен. После школы Вигго окончил один из старейших университетов штата Нью-Йорк — Сент-Лоуренс — по специальностям «Политология» и «Испанская литература» и отправился «в дорогу». Искать себя.

Объездив полмира, в середине 80-х он приземлился в Голливуде с мыслью сделать актерскую карьеру. Почему у Вигго возникла эта идея, неизвестно, но это оказалась очень хорошая идея.



До успеха трилогии «Властелин колец» Вигго Мортенсен успел сняться во многих знаменитых фильмах. Достаточно сказать, что дебютировал он в легендарном «Свидетеле» Питера Уира, номинированном на восемь «Оскаров» при двух выигранных. Но тогда актер оказался совершенно не заметен.

В послужном списке Вигго за 90-е годы значатся: режиссерский дебют Шона Пенна «Индеец-беглец», «Путь Карлито» Брайана де Пальмы, а также режиссерский дебют Кевина Спейси — «Альбино аллигатор». Создается ощущение, что новички в режиссуре брали Вигго, чтобы сэкономить. И только Шон Пенн на шестой неделе съемок «Индейца-беглеца» сказал кому-то: «Когда-нибудь он станет большой звездой». Теперь они могут гордиться — у них начинал Вигго Мортенсен. В общем, действительно в этих ролях не было ничего особенного.

Мортенсен не прошел кастинг на роль графа Дракулы в одноименном проекте. Сейчас бы, конечно, прошел, но откуда Фрэнсис Форд Коппола мог знать, что через десять лет фамилии Гэри Олдмана и Вигго Мортенсена будут звучать одинаково круто.

Но на одной роли из середины 90-х хочется остановиться. Абсолютно недооцененный фильм Джейн Кэмпион «Портрет леди» по роману Генри Джеймса. Там было четыре великолепные актерские работы — Николь Кидман в главной роли, Барбара Херши, номинированая на «Оскар», Мартин Донован, получивший много наград за свою роль, и Вигго Мортенсен, не получивший ничего, включая внимание критиков. Между тем, выступил он очень хорошо — несмотря на то, что у него там три-четыре эпизода, его персонаж играл ключевую роль в жизни главной героини. И, что самое главное, Джейн Кэмпион не использовала внешнюю фактуру Вигго, как это делали все режиссеры в 90-х, она использовала именно его талант.


Каспар Гудвуд, «Портрет леди»


Надо сказать, сам Мортенсен не проявлял большой озабоченности по поводу своей вялотекущей актерской карьеры. Дело в том, что это была не единственная его профессия. К концу 90-х он уже был довольно известным художников, чьи картины не только выставлялись во многих галереях мира, но и продавались. В фильме «Идеальное убийство», довольно посредственном триллере, в котором Вигго играл художника, использовались его собственные картины. Наверно, это и есть самое интересное в этом неудачном ремейке ленты Альфреда Хичкока. Но этот фильм в какой-то мере был поворотным — Вигго заметили критики и... MTV.

Вигго с начала 80-х также профессионально занимался фотографией, и у него было несколько персональных выставок. Владелец одной из галерей сказал о нем: «Он не дилетант. Обычно таланту удается добиться успеха в чем-то одном. Но он — исключение». Вигго — поэт, его первая книга стихов была издана в 1993 году, и с тех он пор он регулярно издается. Иногда он музыкант — его дискография на данный момент насчитывает 16 дисков. В общем, ему всегда было чем заняться, кроме актерской карьеры. Он всегда был «в дороге».



Но в 2001 году случился «Властелин колец», и звезды, ответственные за кинематограф, повернутся в сторону Вигго. Мордор, то есть Голливуд, наконец пал к его ногам — Мортенсен стал кинозвездой. Но дальше все было весьма интересно. Недаром Вигго поставят на 19-е месте в Топ-25 самых интригующих людей мира.

«Я всегда чувствовал, что оскорбил бы его, назвав кинозвездой. Если бы он хотел стать кинозвездой, он, возможно, сделал бы это давно. Он все контролирует. Он — практичный человек. Он не из тех, кто ждет, чтобы ему сказали: "Эй, вы сделали это!". Он сам решит, когда "сделал это"» (Джо Джонстон, режиссер).

После «Властелина колец» Вигго сыграл в блокбастере «Идальго: Погоня в пустыне». Совершил путешествие на Ближний Восток, поездил верхом, пофлиртовал с девушками, и на этом попрощался с демо-версией Арагорна. Как он сказал, в присылаемых пачками сценариях были разные вариации Арагорна. Но его он уже сыграл.

Но дальше звезды опять были весьма благосклонны. Вигго попал в поле зрения Дэвида Кроненберга, и это оказались серьезные и длительные отношения.

После выхода на экраны фильма «Оправданная жестокость» Арагорн резко вылетел у критиков из голов. Это было нечто совсем другое. Фильм был завален если не наградами, то номинациям, большая часть которых ушла к Вигго. В этой картине много мощных сцен. Но самая сильная, наверно, последняя. Некогда милый и добрый муж и отец возвращается домой, совершив несколько убийств, и садится за стол ужинать. Вроде бы все как раньше. Но взгляд совершенно другой — не спокойный и мягкий, а холодный и отстраненный. Все по-прежнему, и все по-другому. И всем теперь с этим жить. Кроненберг — мастер в таких вещах, и в Мортенсене он нашел отличного союзника.

«Но факт остается фактом: этот человек, безусловно, не Арагорн» (журналист из The Scotsman).

Мортенсен выкидывал присылаемые сценарии килограммами. Как он сам сказал, «мне уже не 23 года, чтобы сделать 30 блокбастеров». До «Властелина колец» он снимался в трех-четырех полузабытых фильмах в год. Став звездой, он начал выбирать самое лучшее.

Он с удовольствием сыграл в опять же недооцененноей экранизации «Капитана Алатристе» по роману Артуро Перес-Реверте. Фильм был красив как полотна Рубенса, но понравился только ценителям. Вигго как будто сошел со страниц книги Перес-Реверте, для него испанская культура очень близка по духу с детства. И Мортенсен был номинирован на «Гойю» за лучшую мужскую роль.

И уже в следующем году Кроненберг опять пригласил его в свой новый фильм — «Порок на экспорт». Как уже было сказано, Вигго — человек обстоятельный. Надо было сыграть русского. Из Санкт-Петербурга. И Вигго поехал на две недели в Санкт-Петербург проводить разведку на местности и изучить немного быт и нравы. Поездка Вигго оказалась весьма плодотворной — он был впервые номинирован на «Оскар», «Золотой Глобус» и получил много-много других наград.

Был ли Вигго убедителен в роли русского бандита, который на самом деле был агентом ФСБ? Вигго был просто очень убедителен. Невероятно убедителен.


Николай, «Порок на Экспорт»


Когда смотришь на него в этой роли, вспоминаешь стихи Иосифа Бродского: «Но что трагедия, измена для славянина, то ерунда для джентльмена и дворянина». Его спокойная манеры игры, прерываемая иногда вспышками ярости, гнева или каких-то других эмоций, хорошо работала во «Властелине колец», но дальше было еще лучше. Достоверность — одно из его главных качеств как актера. Неважно, кого он играет — ему всегда веришь.

Потом была «Аппалуза». Прекрасный вестерн, похожий на сериал DeadwoodДедвуд») или старые фильмы Джона Форда. Умный вестерн, не просто стрельба и скачки. Им там было очень комфортно втроем в этом фильме — Вигго, Эду Харрису и Рене Зеллвегер. Вигго и Эд вдвоем могут создать необыкновенную химию на экране (как это было в «Оправданной жестокости»), а если к ним еще и Зеллвегер присоединится, то это уже адская смесь.

В том же 2008 году выйдет практически незамеченный фильм «Хороший». Просто блистательная работа Мортенсена.

История падения и история прозрения. Германия на пороге нацизма. Германия развитого нацизма. Герой Вигго не хочет ничего видеть, он хочет просто жить и работать. Друг (тоже великолепная работа Джейсона Айзекса) пытается открыть ему глаза, но тщетно. Глаза откроются, когда в финале он приедет в концлагерь, пытаясь вызволить друга. Он будет метаться по лагерю и в каждом заключенном видеть того, за кем он приехал... Он его не найдет, но он наконец все увидит. Вигго опять продемонстрировал потрясающую убедительность и достоверность образа.

Его следующий фильм был опять не рассчитан на массового потребителя. Вигго после «Властелина колец» как будто старался избегать блокбастеров.

Это была экранизация антиутопии Кормака Маккарти «Дорога». Страшная как все антиутопии. Каждый шаг ты делаешь как будто вместе с персонажами… Опять много наград и номинаций.

А потом Вигго на пару лет удалился с экранов. Просто так. Было чем заняться: роль в театре в Мадриде, работа над новыми книгами и картинами. Или просто уединение в горах Аризоны на собственном ранчо. «Если я могу получить день только для себя, я не буду отвечать на телефонные звонки, я почитаю или пойду на прогулку. Простые, главные вещи. Люди думают, что всегда есть время, чтобы сделать это, но это не так. Жизнь коротка».

В 2011 Кроненберг начнет снимать «Опасный метод» и пригласит на роль Зигмунда Фрейда Кристофа Вальца. Видимо, на этот раз в гробу перевернулся cам Фрейд, потому что Вальц внезапно ушел в другой проект, и Кроненберг не стал оригинальничать — опять позвал Вигго. Вигго прочитал не только всего Фрейда, но и все о Фрейде. Он не только изменил свое мнение о нем, он изменил мнение зрителей.


Зигмунд Фрейд, «Опасный метод»


Вместо сухого старика с портретов мы увидели остроумного желчного мужчину, довольно насмешливо относящегося к своим научным трудам и высмеивающего серьезность Юнга (Майкл Фассбендер). Что их, собственно, и рассорило. Юнг воспринял все написанное Фрейдом как руководство к действию, вследствие чего психоаналитик стал главным членом американской семьи от среднего класса и выше. Фрейд же просто изучал проблему. Взгляд, каким Фрейд/Вигго смотрит, слушая пылкие рассуждения Юнга: «Боже мой… У меня шестеро детей, и нет денег... Мне бы его заботы…». Вигго получил номинацию на «Золотой Глобус».

А потом начались страсти по фильму «Белоснежка и охотник». Роль Охотника изначально предполагалась для Вигго. Но, видимо, это было слишком похоже на Арагорна. Или просто скучно. Если кому-то захочется неглубокомысленно заметить, что Вигго не захотел играть вместе с Кристен Стюарт, то это-то легко опровергнуть. В общем Вигго воспользовался своим уже не раз проверенным методом — если он не хотел играть в фильме, он просил больше пяти миллионов гонорара, зная, что не дадут. И не дали. Возможно, с ним это был бы несколько другой фильм.

Между тем Вигго и Кристен Стюарт встретились в это же время на другой съемочной площадке — малобюджетной экранизации культового романа Джека Керуака «На дороге». Вот это Вигго было уже интересно. Небольшая роль, но зато Керуак. Вместе с Кристен они представляли фильм на Каннском фестивале.

Вигго свободно владеет датским, испанским, французским и... эльфийским. Тот факт, что после «Властелина колец» он снялся примерно в десяти фильмах, хотя мог и в тридцати, говорит об очень большой разборчивости и ответственности. Он хочет отвечать за то, в чем играет. Проходные роли у него уже были, но теперь он может себе позволить выбирать.

Как вы думаете, что вас делает сексуальным?
Я действительно не знаю, как к этому относиться. Я уверен, что есть много людей, которые думают, что я просто седая кляча.



Личная жизнь Вигго практически неизвестна. Был когда-то женат, развелся, имеет взрослого сына Генри. Никаких громких романов и поводов порезвиться для папарацци. Вигго любит одиночество на своем ранчо, но он не чужд и звездной суетности. Ему нравится, как он выглядит, и он любит позировать перед фотокамерами. Фотографы любили его снимать еще во времена безвестности. И как профессиональный фотограф, он понимает, что это часть его работы — хорошо выглядеть на фотографиях. Возможно, в нем есть легкое высокомерие, свойственное даже не кинозвездам, а мальчикам, выросшим на Манхэттене. Но это высокомерие без снобизма, это просто осознание — «да, я лучше многих, потому что я слишком много всего могу сделать хорошо, но я далеко не совершенен».

Возможно, Вигго эгоцентричен, но великий режиссер Джон Кассаветис сказал однажды: «Не слушайте, когда говорят, что большое эго — это плохо. Все, что у нас есть, это наше эго». Вигго Мортенсен очень разнообразный, очень сложно устроенный и очень независимый человек. Любое давление — и он ускользает. Журналисты, которые берут у него интервью, жалуются, что он все время уводит беседу куда-то в философские дебри или в рассказы о любимых книгах. От вопросов, которые заботят почтенную публику.

У Вигго есть собственное издательство Perceval Press, которое помогает молодым и неизвестным художникам и поэтам продвигать свои работы. Те, кто его знают лично, отмечают его необыкновенную доброту и щедрость к начинающим талантам. Поэт, актер, художник, философ... Это слишком много, но это — Вигго Мортенсен.

Сейчас у Вигго в работе несколько кинопроектов, один из них в любимой им Испании. Ну, и у него есть Кроненберг, который вряд ли о нем забудет.

«Нет никакого оправдания для скуки. Для грусти — да. Для злости — да. Для подавленности — да. Для безумия — да. Но никогда нет никакого оправдания для скуки».

И знаете что? Лучше не думать, что бы было, если бы Джексон не заменил Таунсенда.

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Всего: 126

Топ 250
217
Гарри Поттер и узник Азкабана
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (7.80)
218
Хищник
Predator (7.80)
219
Звёздные войны: Эпизод 3 - Месть ситхов
Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith (7.80)
220
Столкновение
Crash (7.80)
222
Джуно
Juno (7.80)
223
Машинист
The Machinist (7.80)
224
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
225
Аэроплан
Airplane! (7.80)
226
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
весь топ