Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
29.05.2014 18:26

Его Хьюсочество Джекман

Вслед за рассказом о Королеве холодной горы мы посчитали необходимым вспомнить другого австралийца, достойного нашего скромного словесного монумента. Хью Джекман — человек, не измеряемый стандартными категориями. Его карьерный путь похож на увлекательный роман, каждая глава которого могла бы противоречить предыдущей. Любое появление актера на больших и маленьких экранах, а уж тем более на театральной сцене, — праздник, который всегда с нами. А его жизнь интереснее любого самого закрученного и остросюжетного сценария.

Не верьте, если вам когда-нибудь расскажут о том, что австралийцы сплошь катаются на серфах да вялят пузо под палящим солнцем. Хью Джекман доказал, что на этом горячем континенте закаляется стальной характер и выковывается истинный талант. Случайно выбрав театральный курс на факультете коммуникаций Технологического университета Сиднея, Джекман влюбился в актерскую профессию. Долговязый и несуразный, Хью был придирчивым к себе трудоголиком с врожденным актерским чутьем и уникальным чувством юмора и самоиронии.

«Мы изображали животных, что мне, кстати, впоследствии очень пригодилось. Я выбрал тогда суслика. И вот, невероятно высокий, худой, что уже само по себе шокировало, одетый в колготки, босиком и в купальной шапочке, чтобы голова казалась меньше, я вышел на сцену. Я думал, это будет провал, но мой суслик собрал овации».

Насколько велика была роль суслика в дальнейшей судьбе актера, история умалчивает, но после этого случая Джекману поступил ряд заманчивых с точки зрения карьеры предложений. Первой серьезной ролью стала партия в сериале «Корелли» (Correlli). А между тем и театральные продюсеры ворон не считали. Так сбивший всех с ног своим обаянием и искренностью, неиссякаемо энергичный Хью воплотил сразу несколько блестящих образов на театральных подмостках. За кулисами его в шутку спрашивали, какой наркотик он употреблял, чтобы продержаться в таком бешеном ритме до конца спектакля.

Но после «Оклахомы!», которую показали сначала в Британии, а потом и на Бродвее, но уже без Джекмана, пути актера с театром несколько разошлись. Он уверенно начал прокладывать себе дорогу в кино, пропустив превентивные удары и жахнув сразу напалмом. Фильм «Эрскинвильские короли» — в высшей степени драматичная и мрачная история, в которой актерам было где разгуляться. И хотя Хью по привычке все еще немного декламирует, включая театральный пафос, в его изображении злости, исступления и отчаяния уже прослеживается отпечаток кинопрофессионала.


Сцена из мюзикла «Оклахома!»


Однако Голливуду (да и Бродвею) все было мало. Джекман проходил проверку, ему требовалась роль, которая могла бы расставить все точки над «и». Похожую проверку проходил и Брайан Сингер, работавший над экранизацией одного из самых дорогих американскому читателю комиксов «Люди Икс». И без того рискованное предприятие отчаянно нуждалось в сильном касте. Сингер не мог ошибиться с выбором актера на пост Росомахи, в противном случае армия поклонников Marvel потребовала бы голову режиссера на блюде. Образ мутанта успели примерить на себя Дугрей Скотт, Мел Гибсон и Рассел Кроу, но в итоге Логаном стал австралиец.



«Иногда роль внешне подходит тебе как перчатка, и все, что остается, — это наполнить ее, поработав над внутренним содержанием», — вспоминал Хью. Он скромно умолчал о том, что для образа Росомахи ему пришлось изрядно потрудиться. Он мысленно вернулся в учебные годы, к этюдам с животными. Дотошный Джекман с присущей ему обязательностью изучил повадки волков и росомах, переняв у них походку и инстинкты. Над внешностью он также усердно поработал. Лишь его персональному тренеру Майклу Райану, который называл Хью «цыплячьими ножками» за его юношеский нелепый вид, в полной мере известно, насколько тяжело далась актеру эта метаморфоза.



С момента выхода первого фильма о Людях Икс Джекман менялся все сильнее, чтобы к «Росомахе: Бессмертному» подойти в лучшей своей форме. Изнуряющие тренировки по системе профессиональных бодибилдеров, регулярные занятия спортом и постоянный самоконтроль сделали из Хью экшен-звезду нулевых. Но фанаты полюбили мутанта не столько за гору мышц, сколько за органичный, близкий к первооснове и впечатляющий образ, созданный восходящим талантом. Фильм получился мрачным, эстетичным, не перегруженным спецэффектами, пугающим и плотным. Он был лишен всякой рисовки и петросянства, присущего, например, «Мстителям», «Новому человеку-пауку» или «Первому мстителю».



«Люди Икс-2» только закрепили за Джекманом статус супергероя от мира кино. Но он не останавливался, продолжая вписывать в летопись своей жизни новые рекорды.

Хью — хамелеон. Он гармонично вживается то в образ талантливого, но до нелепости неудачливого хакера в ленте «Пароль “Рыба-меч”», то в роль изысканного британского герцога в «Кейт и Лео». Для последнего проекта Хью понадобилась вся выдержка и терпение, чтобы научиться этикету и выправке. Специально нанятый для этого преподаватель часами гонял актера вверх-вниз по лестнице, чтобы движения Лео выглядели образцово элегантно.

В дальнейшем любой новый образ подходил Хью как идеально пошитый костюм. В перерывах между частями одной из самых долгоиграющих комиксовых франшиз Джекман с успехом сыграл Ван Хельсинга в адской солянке из литературных персонажей под руководством Стивена Соммерса. Вуди Аллен снял Хью в своей блестящей комедии «Сенсация», а Кристофер Нолан с помощью этого актера создал один из лучших своих киноаттракционов — «Престиж». Эстафету сотрудничества с Джекманом подхватил Даррен Аронофски, наслышанный о талантах и усердии австралийца. Он пригласил Хью на главную роль в недооцененный и раскритикованный в пух и прах фильм «Фонтан». К слову, лента, по задумке Аронофски, снималась с минимумом спецэффектов. Натурные съемки преобладали, а потому режиссеру нужен был выносливый, но в то же время хороший драматический актер, чтобы мог и лицом поиграть, и головокружительный трюк выполнить.



Джекману, который к тому моменту мог жать от груди 145-килограммовую штангу, это было под силу. На время он стал человеком-амфибией, так как все те красивые финальные сцены, в которых его герой парит в сфере, были сняты в бассейне без применения CGI-технологий. Джекман бросал самому себе вызов и брал очередной Эверест.

В это же время Бродвей, словно оклемавшись от продолжительного анабиоза, предложил Хью сыграть в очень спорном и физически выматывающем мюзикле «Мальчик и из страны Оз», основанном на биографии и творчестве Питера Аллена. Такого шоу Нью-Йорк давно не видел. Словно накофеиненный, потерявший 20 килограмм веса, три часа шаровой молнией носящийся по сцене Джекман рвал зал. Трудно представить себе Росомаху, изящно запрыгивающего на рояль, вздергивающего ножку и пляшущего кан-кан лучше танцовщиц из кабаре «Мулен Руж». Невозможно поверить, что топовая звезда попкорнового кино стал единственным в истории актером, собравшим все театральные награды в течение одного сезона, включая престижную премию «Тони». Странно осознавать, что Хью исполнял 21 песню из мюзикла восемь раз в неделю. Джекман — воистину многослоен, как торт «Наполеон».



В последующие годы на экраны выходят фильмы «Список контактов» и «Австралия». В последней ленте Хью в паре с Николь Кидман — как найденные. Конечно, свою роль сыграло австралийское происхождение обоих актеров, а довершило дело то, что им было очень комфортно в своих образах и друг с другом. Также Джекман, наконец, дослужился до собственного сольника в «франшизе Икс», окончательно притеревшись к образу Росомахи.

Помимо регулярного и разностороннего бытования на экране, Хью мелькал в озвучке мультфильмов «Смывайся!» и «Делай ноги». Харизматичный, живой и открытый австралиец становился желанным гостем на профессиональных тусовках. За работу на церемонии вручения «Тони» в 2005 году он даже получил «Эмми» как лучший телеведущий. Его Хьюсочетво Джекман, как ласково прозвали актера фанаты по аналогии с Your Highness (Ваше Высочество), просто не в состоянии испортить ни один проект. На него приятно смотреть, где бы он не появился, будь то 20-секундное камео в блокбастере «Люди Икс: Первый класс» или даже эпизод из богомерзкой и недосягаемо смешной комедии «Муви 43». Хотя без роли в «Муви 43» Джекман вполне мог бы и обойтись.


Хью Джекман и Нил Патрик Харрис на церемонии вручения «Тони» в 2011 году


Но все эти работы, включая комедию «Как по маслу» и блокбастер «Живая сталь», были лишь аперитивом перед основным и самым вкусным блюдом. «Отверженные» — не только легендарный мюзикл, но и колоссальное культурное достояние французской литературы. Том Хупер должен был прыгнуть выше головы, и, надо признать, ему это удалось. Его голосистый каст с беспрестанно надрывающимся Джекманом во главе самозабвенно страдает, плачет и поет. Актеры исполняли свои партии вживую, дабы не растерять эмоционального запала, что подарило зрителю несколько особенно пронзительных сцен.



Хью Джекман и Энн Хэтэуэй были, пожалуй, самыми отчаянными и преданными делу участниками этой эпичной драмы. Оба критически похудели для своих ролей, используя для этого экстремальные методы. Хью, например, сбросил около 14 килограмм, а чтобы выглядеть больным и изможденным в сценах на каторге, ничего не пил 36 часов кряду. Но настоящего киномана восхищает не только умелая игра габаритами. Джекман впервые после своего последнего выступления на Бродвее выдал настолько мощный и масштабный перформанс, что на Жана Вальжана в его исполнении было больно смотреть. В то же время от него совершенно невозможно было оторвать глаз, настолько мастерски актер показывал отчаяние, разочарование, безысходность и, наконец, обретенную надежду.



За свою игру Джекман удостоился давно заслуженного «Золотого глобуса» и получил номинацию на «Оскар».

Последняя роль Хью в камерном триллере Дени Вильнева «Пленницы» была единогласно признана критиками лучшей его работой в кино. Фильм незаслуженно незаметно прошелся по российскому прокату, так что не все смогли увидеть своего любимого героя теряющим контроль над собой, ситуацией и загнанным в угол, но при этом все еще сильным и решительным.

И вот теперь Джекман снова готовится выпустить когти и спасти мир. Он мог бы уже притомиться от Росомахи, обеспокоиться тем, что стал заложником одного образа, если бы именно эта роль не держала его в таком тонусе. Вот почему он не спешит расставаться с нахальным мутантом, присматриваясь при этом к другим, внекомиксовым проектам. В свои 45 он выглядит лучше, чем когда-либо, по-прежнему исполняя большинство трюков самостоятельно. Конечно, у членства Хью Джекмана в клубе Людей Икс есть срок давности, и рано или поздно Логану придется уйти на пенсию. Но вот стать сусликом ему больше никогда не грозит. Это уж точно.

29.05.2014 18:25

Королева Холодной горы

Рыжие кудрявые локоны Наташи Ростовой обдуваются горячим ветром, дующим со стороны Тихого океана. Белоснежную кожу опаляет солнце. Она величественно и неспешно идет по живописному городскому пляжу Сиднея, представляя, какое блестящее будущее открывается перед ней. Ей всего 13 лет.

Если что-то вас смущает в первом абзаце, то знайте — в нем нет ни слова лжи. В какой-то степени он — квинтэссенция актрисы Николь Кидман. Австралийки, которая в 13 лет прочитала «Войну и мир», вжилась в образ русской красавицы Наташи и твердо решила стать актрисой.

Дальше все развивалось по знакомому сценарию: занятия балетом, актерский кружок при школе, множество театральных студий и постижение драматического искусства, пантомимы, вокала. Все это происходило в сопровождении таких обязательных атрибутов, как поощряющие родители-интеллигенты (папа — химик, мама — психолог), друзья-соратники (Наоми Уоттс) и врожденная скромность, граничащая с заиканием. Есть, правда, одна оговорка, о которой стоит упомянуть...


«У меня всегда есть место в мире, где я могу спрятаться» (Николь Кидман об Австралии).


Семья Кидман является крупнейшим землевладельцем мира, если оставить за скобками семь монарших особ.

Шокировавшую многих новость опубликовал британский журналист Кевин Кэйхилл в своей книге «Кто владеет миром: скрытые факты о землевладении» (Who Owns the World: the Hidden Facts Behind Landownership). Выходит, в самом деле «скрытые», потому Николь и ее семья никогда не опровергали и не подтверждали эту информацию. Однако, согласно этому исследованию, описать масштаб земельного богатства этого семейства можно тремя словами: оно больше Бельгии.

Так что, в какой-то степени, Кидманы и сами короли. Но короли совершенно особенные. Основатель династии до самой старости сохранил фермерские привычки. Родители актрисы тоже честно трудились. И Николь, можете не сомневаться, всего добилась сама. Сейчас в среднем их земля дает, можно сказать, скромную прибыль — $2,5 млн в год. Но настоящие достоинства королей совсем не в их богатстве...

Амбициозность и вера в себя — вот что бросалось в глаза при взгляде на Николь Кидман уже в самых первых ее фильмах. Картина «Бандиты на велосипедах» была просто создана для того, чтобы навсегда затеряться на кабельных каналах для подростков. В нем 16-летняя Николь вместе с двумя парнями-ровесникам весь фильм рассекает на велосипеде, спасаясь от бандитов. Эти ралли и особая австралийская безмятежность — все, что можно найти в фильме. Кроме, разумеется, самой Николь. Здесь она — бойкая девушка, а совсем не стесняющаяся своего роста скромница, какой она была на тот момент в реальности. Оглядываясь на фильм сегодня, легко заметить, что Николь была намного амбициознее всех вокруг и уже умела держать крупные планы, с явным удовольствием стреляя глазами и фирменно морща носик.



Умиротворенность родного края подсказывала актрисе, что свое надо брать постепенно. Так, увеличивая качество и значимость фильмов, Кидман пленила Австралию. В 20 лет она уже играла свою 13-ю роль — в сериале «Вьетнам, до востребования» (Vietnam), в России даже немного известном. В 22 о ней уже можно было говорить как о самостоятельной величине в кино. Продираясь сквозь ад бангкокской тюрьмы, девушка находит, наконец, отца в телевизионном эпике «Бангкок Хилтон». Кидман выдерживает масштаб, показывая нам нежную, светлую, но при этом сильную, обретающую себя женщину. В том же году вышел триллер «Мертвый штиль». Являясь полностью австралийским, он показал голливудский уровень. Дуэт мерзавца в исполнении Билли Зэйна и жертвы (Николь) сыпал искрами с экрана. А финальная победа стала не просто стандартным хэппи-эндом, но аллегорией карьеры актрисы: Австралия покорена, на пороге Голливуд, а на смену нежной и ранимой Николь скоро придет совсем другая женщина.



Голливудский дебют случился уже в следующем году — в «Днях грома». Вместе с ним случился и Том Круз. Это была целая декада имени великого и ужасного Круза, которая впоследствии была осмыслена и переосмыслена множество раз. Чаще всего — желтой прессой. Сама актриса больше отшучивалась в ответ на все вопросы о разводе (она, к слову, любит пошутить), но временами была и серьезна:

«Ты смотришь на чью-то актерскую работу и всегда видишь, как человек привносит в нее свою эмоциональную жизнь, через это мы в каком-то смысле познаем его. Это гораздо интереснее всего, что я расскажу вам о том, с кем я. Всегда нужна какая-то дистанция. Если обсуждать любовь слишком много, это навредит ей».



Намек поняли, вернемся к фильмам... Появление семьи и двоих усыновленных детей не замедлило карьерного шествия австралийки. Ее фильмы были успешны, однако не хватало прорыва. Прорыв произошел в 1995 году, когда Николь буквально вымолила себе партию в фильме «Умереть во имя»: «Когда я услышала о роли Сюзанны, подумала, что мне никогда ее не получить... Но все равно позвонила Гасу ван Сенту домой, и он взял трубку, хвала небесам. Я сказала, что видела "Аптечного ковбоя" и что очень хочу работать с ним. Я уверяла его, что работать вместе нам назначено судьбой».

Удивительно, но Сюзанна Стоун, главная героиня фильма «Умереть во имя», ради мечты попасть в телевизор тоже была готова на многое. А вернее, на все. Девушка с внешностью Барби не хочет мирно вести быт с мужем (Мэтт Дилон) в провинциальном городке. Она мечтает об ослепительной карьере. И когда муж становится угрозой мечте, она с легкость убивает его. Сюзанна — почти идеальный фасад, за которым скрываются мрак и разложение.

Однако не все так просто: героиня Кидман вызывает ненависть своей жестокостью и расчетливостью, сопереживание — трудолюбием и упорством, и жалость — абсолютной беззащитностью перед худшей стороной американской мечты. Николь задействует богатейший арсенал: тут и работа внешностью, и яркие крупные планы, и блестящее чувство юмора, и леденящая холодность. Конечно, «Умереть во имя» не сделал ее всенародной любимицей на следующее же утро, не принес ей «Оскар», хотя она получила «Золотой глобус» за эту роль. Но это зрители и киноакадемики оставались в неведении, настоящая же Королева точно знала свою судьбу.

Перед тем, как с 1999 по 2003 выдать подряд пять ролей экстра-класса, Николь еще немного поразвлекалась. Был там и «Бэтмен навсегда», и незаметный костюмный шедевр «Портрет леди» (и две недели психологической реабилитации после него), и любимая ею чехарда фильмов о политике вперемежку с проектами о колдовстве. В конце 90-х в жизни Николь появился Стэнли Кубрик. Он сказал ей прямо: «Ты можешь больше!». В благодарность режиссеру в драме «С широко закрытыми глазами» австралийка сыграла одну из самых страшных и цепляющих сцен в фильмографии Стэнли. А ведь всего-то навсего призналась мужу в воображаемой измене. Демонизм, казалось бы, простой домохозяйки сквозит в каждой сцене, и именно с ее уст срывается вязкое «fuck» — последнее слово Кубрика в кино. Очевидно, под впечатлением от работы с Николь режиссер сказал, что эта женщина не боится никаких вызовов.



Насколько серьезным вызовом можно назвать мюзикл, требующий от актеров совмещения фарса, вокала, физподготовки и греческой трагедии, судите сами. «Мулен Руж» был грандиозным успехом Николь. Но не более грандиозным, чем роль в хорроре «Другие», вышедшем в том же году. Чтобы огорошить зрителя, бывает достаточно и скрипучих половиц вместе с хлопающими дверьми, но чтобы так влюбить киномана в свой триллер, нужно выстроить его вокруг сходящей с ума главной героини. Кидман здесь — холодная и безумная мать, которая пытается удержать распадающийся вокруг нее мир. Любовь и боль — вот ее направляющие. Да, Николь, мы помним твои слова и внимательно всматриваемся.



Еще через два года она продолжила сходить с ума в «Часах» в роли писательницы Вирджинии Вулф, за которую она удостоилась давно причитающегося «Оскара». Тогда часто иронизировали, что премию актрисе принес накладной нос. Странно, что за носом не замечали кардинально новый тембр голоса, работу над осанкой и походкой, другую манеру игры — медленную, вдумчивую, отрешенную. Роль в «Часах» не была лучшей у Николь (соврать не даст «Рождение» с двухминутным (!) крупным планом без слов), но это была необходимая официальная коронация.

Вслед за всеамериканским успехом уже признанная актриса в роли Ангела-истребителя с нежным именем Грейс прошлась и по Европе — «Догвилль» в Старом Свете приняли с восторгом. А подоспевшая еще через год «Холодная гора» окончательно сформировала образ горячо любимой всем миром австралийки. Аристократичная и величественная: кожа белая-белая, талия тонкая пчелиная, нрав суровый и твердый. Она всегда сдержанна, холодна, но при этом способна на сильное чувство. Она родилась и выросла под ярким солнцем, но ей так идут белоснежные горные снега.

Повзрослевшая Наташа Ростова достигла всего, о чем мечтала. Она преуспела в любимом деле. У нее есть любящий муж и четверо детей. И вряд ли мы теперь сумеем отгадать, о чем думает эта скрытная женщина, эта гордая королева Холодной горы.

13.05.2014 17:59

Весь этот Дауни!

Возможно, нынешнее поколение зрителей думает, что до супергероя ничего интересного и не случалось. Но если бы все началось с Тони Старка, эта история была бы неполной и абсолютно неправильной. «Железный человек» вышел на экраны в 2008 году, а закрутилось все на 30 с лишним лет раньше.

Это история безумно талантливого парня, который прошел через серьезные испытания и очень темные времена. Ему пришлось переломить себя и проявить огромную силу воли. То, с чем борется Тони Старк, — пустяки по сравнению с демонами, с которым пришлось воевать Роберту Дауни-младшему на протяжении нескольких десятилетий.

Роберт победил, поэтому история будет с хэппи-эндом. А пока пристегните ремни...


1991 год


Роберт Дауни, получивший приставку «младший», родился на Манхэттене, в Гринвич-Виллидже, в семье андеграундного режиссера Роберта Дауни-старшего и малоизвестной актрисы Элси Дауни.

Два судьбоносных события произошли в жизни маленького Боба практически одновременно. Первое — отец привел его на съемочную площадку. Второе — отец дал ему попробовать марихуану. «Старший» был законченным наркоманом, и позднее он раскаивался в своем поступке. Сын же оправдывал его: «Это был единственный способ для отца показать, что он меня любит, — угостить травкой». К сожалению, угощение мальчику понравилось.

Ребенком Роберт снимался в фильмах отца и работал на телевидении. Впервые Боб появился на экране в 1970 году в возрасте пяти лет. Он просто родился актером и никем другим быть не мог. Маленький Боб хорошо пел, играл на пианино и учился пару лет классическому балету в Лондоне. В 1978 году родители развелись, и Роберт уехал с отцом в Калифорнию. Но уже в 1982-м он бросил школу в Санта-Монике и вернулся в Нью-Йорк, чтобы всерьез начать актерскую карьеру.



Его заметили сразу. Трудно не заметить вспыхнувший у тебя над головой фейерверк. Сначала были или легкие комедии вроде «Снова в школу», или добротные триллеры типа «Верящего в правду». Потом Роберт легко переиграл звезду той эпохи Мела Гибсона в приключенческом боевике «Эйр Америка» и блеснул в звездном составе комедии «Мыльная пена». С Гибсоном они стали друзьями на всю жизнь и всегда защищали друг друга в разных передрягах. И в каком-то из этих фильмов Боба заметил сэр Ричард Аттенборо.


«Чаплин»


В 1991 году именитый британский режиссер приступил к съемкам байопика «Чаплин». На роль великого актера и режиссера ХХ века Чарли Чаплина у Аттенборо была только одна кандидатура — Роберт Дауни-мл. Это было стопроцентное попадание. Роберт играл не как молодой актер, до этого снимавшийся в комедиях, а как зрелый профессионал. Он даже не играл — за три часа Дауни просто прожил жизнь Чаплина. Дочь великого комика, Джеральдина Чаплин, появившаяся в фильме в образе своей бабушки, была потрясена его талантом. Под впечатлением оказалась не только она одна. После выхода этой ленты Роберт получил мировое признание и первые номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».

Перед Дауни открывались самые радужные перспективы. Необыкновенно талантливый, сказочно харизматичный, молодой, красивый... И беспросветный наркоман. Поэтому вместо блестящего будущего начались самые темные годы.

В 1991 году от Роберта, устав бороться с его зависимостью, ушла Сара Джессика Паркер, с которой он прожил семь лет. Дауни быстро женился на певице и актрисе Деборе Фалконер, и в 1994 году у них родился сын Индио. Брак почти сразу развалился, хотя официально развод был завершен только в 2004 году.

Большие студии отвернулись от Роберта, потому что он был абсолютно ненадежен и в любой момент мог сорваться. Тем не менее Боб не переставал сниматься. В 1994 году он появился в главной роли в одной из лучших романтических комедий 90-х «Только ты», а также — в знаменитом триллере Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». От игры Дауни всегда было такое ощущение, что он заводится при одном лишь виде кинокамеры.

В 1995 году режиссер Майкл Хоффман доверил ему главную партию в своей блистательной костюмированной драме «Королевская милость», выигравшей два «Оскара». Хоффман не пожалел — трагическая роль врача Роберта Меривела при дворе короля Карла II Стюарта оказалась одной из лучших в фильмографии Дауни.


«Королевская милость»


В 1995 году Роберт прекрасно сыграл в режиссерском проекте Джоди Фостер, инди-драме «Домой на праздники». Танец на кухне в исполнении Роберта и Энн Бэнкрофт киноманы запомнили надолго.

Начиная с 1997-го все стало совсем плохо: постоянные срывы, многочисленные аресты за хранение наркотиков, вождение в неподобающем виде, проникновения в чужие дома под воздействием галлюциногенов, несколько принудительных лечений. Адвокаты Роберта буквально переехали жить в прокуратуру Лос-Анджелеса, а он все снимался. Иногда прямо из тюрьмы Дауни возили на съемки, чтобы после вернуть в камеру.

В 2000 году Боба пригласили в очень популярный в то время сериал «Элли МакБил» (Ally McBeal) на роль возлюбленного главной героини, юриста Ларри Пола. Между дозами Дауни блистал на экране, но через год боссы телеканала были вынуждены его уволить: Роберту опять пришлось отправиться в тюрьму. Там он и узнал, что выиграл свой первый «Золотой глобус» за «Лучшую мужскую роль второго плана в телесериале». Голливуд не мог просто взять и отказаться от него. Дауни, несмотря ни на что, был дьявольски хорош.

А в 2003 году Роберт внезапно остановился. Никто, кроме него самого, не знает, что случилось в тот год, когда он в очередной раз вышел из клиники. С тех пор прошло десять лет. Десять чистых лет. Возможно, Сьюзен Левин, с которой они встретились на съемках триллера «Готика», была тому причиной — через два года она стала миссис Дауни. Может быть, причиной было то, что самая большая любовь его жизни — сын Индио — начал взрослеть. Наверное, Роберт понял, что пора, наконец, жить по-настоящему.

Но Голливуд поверил в это чудесное исцеление не сразу. Дауни продолжал сниматься в малобюджетниках, создавая роли-бриллианты. Так, «Поющий детектив» можно назвать его бенефисом: Роберт пел, танцевал, играл сразу нескольких персонажей. Казалось, его мало беспокоило то, что он находился в некотором отдалении от мейнстрима.

В 2004 году Дауни-младший выпустил свой первый сольный альбом, который попал в Billboard 200. В следующем году он снялся в успешном комедийном триллере «Поцелуй навылет» и в знаменитой политической драме своего друга Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи».


«Поющий детектив»


А в 2006-м Роберт сыграл в фильме, который называет своим любимым, инди-драме «Руководство по поиску святых» независимого режиссера Дито Монтиеля. Эту историю о писателе, вспоминающем свою молодость в Бруклине, очень любят все фанаты Дауни. Боб впервые выступил продюсером проекта, и фильм выиграл почти все награды на фестивале независимого кино «Сандэнс». Именно с этой ленты можно начать отсчет новой эры в творческой биографии Дауни-младшего.


«Руководство по поиску святых»


В том же году Роберт Дауни сыграл загадочного Лайонела в байопике «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» в паре с Николь Кидман и внезапно стал секс-символом для девочек. История о Красавице и Чудовище всегда была одной из самых любимых у маленьких принцесс. А если Чудовище в итоге еще и Робертом Дауни-младшим оборачивается, неудивительно, что его портреты заполоняют все блоги Интернета.

В 2007 году произошло событие, которое полностью переломило ситуацию. Двадцать минут экранного времени в знаменитом триллере Дэвида Финчера «Зодиак» оказались тем самым детонатором, который ждал своего момента. Что в «Зодиаке» делает Роберт? Ходит по офису редакции, сидит за рабочим столом, разговаривает с коллегами... Вроде бы, ничего особенного, но журнал Esquire, назвавший его самым харизматичным мужчиной года, абсолютно точно выбрал героя. И на Боба набросились большие боссы крупных кинокомпаний. Первой успела вездесущая Marvel.

Так мир познакомились с киноверсией Тони Старка, а Роберт, наконец, стал суперзвездой. Путь к официальному признанию этого факта оказался сложным и запутанным.

В 2008 году он удостоился второй номинации на «Оскар» за искрометное исполнение роли австралийского актера Кирка Лазаруса в черной комедии, пародирующей голливудские фильмы о войне, «Солдаты неудачи».



Когда в 2009 году Гай Ричи заявил, что роль великого сыщика в его фильме «Шерлок Холмс» будет играть Дауни, многих начали терзать смутные сомнения. Никто не сомневался, собственно, в Дауни, смущало некоторое его несоответствие этой каноничной фигуре. Но после выхода фильма уже ничто никого не смущало. Это был Шерлок собственной персоной, и Роберт получил свой второй «Золотой глобус».


«Шерлок Холмс»


Но он никогда не забывал, что почти всю жизнь снимался в независимом кино, и что именно инди-проекты поддерживали его в форме в тяжелые времена. В 2009 году Роберт сыграл у Тодда Филлипса в комедии «Впритык» в дуэте с Заком Галифианакисом. А в 2010-м воплотил на экране образ журналиста Стива Лопеса в камерной биографической драме Марка Форстера «Солист». Эти фильмы скорее предназначены для тех поклонников Дауни, которые не забывали о нем со времен «Чаплина» и все эти годы верили в него.


«Впритык»


«Железный человек 2», «Шерлок Холмс: Игра теней», «Мстители», «Железный человек 3», «Мстители: Эра Альтрона»... Эти франшизы своей игрой Дауни сделал увлекательными даже для тех снобов, которые сторонятся блокбастеров. И не стоит сетовать на то, что он уделяет им так много времени. Он получил свое право зарабатывать большие деньги и радовать огромную армию фанатов.


Тони Старк


Скоро на экраны выходит комедия Джона Фавро «Повар на колесах», в которой Роберт снялся вместе со Скарлетт Йоханссон. А вслед за ней — малобюджетная драма «Судья», ведь Боб помнит, что не «Марвелом» единым жив кинематограф. Кроме того, Дауни наконец решил попробовать себя в качестве сценариста.

Но Роберт Дауни-младший может позволить себе сколько угодно сниматься и в блокбастерах, потому что ему ничего доказывать не нужно. Он был крут в 27 лет, и он так же невероятно крут в 49.


Роберт с сыновьями — Индио и Экстоном


Его часто упрекают в нескромности, но мы-то знаем, что скромность украшает, когда нет других достоинств. Это Дауни-младший — дьявольски талантливый, искрометно остроумный, запредельно харизматичный и нескромный. Мы могли бы закончить эту историю моралью: смотрите, чего добивается человек, когда расстается с вредными привычками. Могли бы, если бы не тот «Золотой глобус», который Роберт выиграл, сидя в тюрьме.


«Вы знаете, кто я» (из твиттера Дауни).
13.05.2014 17:57

Дочь монаха и модели

«Я бы хотела классифицировать свою жизнь как романтическую комедию. К сожалению, я чувствую, что она скорее походит на реалити-шоу» (Ума Турман).

Брюнетка со стрижкой каре и мужчина с длинными волосами вышли на сцену перед кинокамерами. Чак Берри запел "You Never Can Tell", и они начали танцевать. И в мире все исчезло, кроме этого танца. Огромные голубые глаза девушки сверкали из-под черной челки, чтобы потом, когда фильм выйдет на экраны, свести с ума миллионы мужчин в мире. А неподалеку стоял режиссер, смотрел на них и пританцовывал в такт. Так творилась история кино.

На самом деле, девушка была натуральной блондинкой, которая унаследовала цвет волос и глаз от своих скандинавских предков. Она также получила от предков спокойную силу и ум. К тому же девушка была невероятно сексуальна, но это вряд ли передается по наследству, как и талант. Ума Турман была первой актрисой в своей семье, и этот танец сделал ее суперзвездой.



Ума родилась в Бостоне, в семье, которая на первый взгляд выглядела, мягко говоря, нестандартно. Ее отец, профессор колледжа Роберт Турман, был буддийским монахом и ближайшим советником Далай Ламы. Мама, одна из самых красивых моделей конца 50-х — начала 60-х, Нена фон Шлебрюгге, побывала замужем за культовым поэтом Тимоти Лири и погуляла с хиппи, прежде чем завести семью. Сейчас отец Умы преподает в Колумбийском университете в Нью-Йорке и возглавляет Тибетский Дом (представительство Далай-ламы) в США, а мама стала известным психотерапевтом на Манхэттене.

Девочку назвали столь редким именем в честь индуистской богини красоты и света. Ума впоследствии говорила, что ее родители придерживались традиционных семейных ценностей, и, несмотря на бурную молодость, воспитывали детей очень аккуратно. Уму и трех ее братьев часто возили в путешествия по всему миру. Но дома, в Амхерсте (Массачусетс), девочка постоянно натыкалась на издевки одноклассников — слишком высокая, слишком «ужасное» имя и слишком длинный нос. «Я провела первые 14 лет своей жизни в убеждении, что моя внешность отвратительна. Подростковый период — болезненный для всех, я знаю, но мой был просто кошмарный». В итоге Ума росла очень замкнутой, но при этом весьма решительной. В восьмом классе девочка попробовала себя в школьном театре и поняла — это именно то, что ей нужно для самоутверждения. А в 15 лет Ума оставила школу и отправилась в Нью-Йорк делать карьеру модели. И сразу же попала на обложку итальянского Vouge. Но она все еще комплексовала по поводу своей внешности, поэтому сбежала на год в Лондон — носила мешковатые костюмы и старалась слиться с толпой.


Vogue, 1985 год


А уже в 1988 году, в 18 лет, Ума снялась сразу в четырех фильмах. Дебютом стало несколько скандальное появление в «Приключениях барона Мюнхаузена», где молодая актриса предстала перед зрителями выходящей обнаженной из большой раковины. Но гораздо важнее оказались легендарные «Опасные связи» Стивена Фрирза, экранизация великого романа Шодерло де Лакло. Ума сыграла одну из главных ролей — юную Сесиль де Воланж, которую соблазняет виконт де Вальмон (Джон Малкович). На высокую девочку с какой-то изысканной чувственностью и очень мягкой и тонкой манерой игры сразу обратили внимание. После съемок Малкович сказал: «Нервный подросток — это не про нее. Я не встречал никого похожего на Уму в таком возрасте. Редкий ум и самообладание. Но есть что-то еще... Она чересчур спокойна». Малкович не ошибся, эти черты характера — самообладание, ум и абсолютно спокойное, не «звездное» поведение — будут определять ее дальнейшую жизнь и карьеру. Благодаря «Опасным связям» юная Ума стала секс-символом для синефилов.


«Опасные связи»


В последующие годы Турман снималась в не самых заметных проектах. Очаровательная комедийная мелодрама из жизни полубезумной нью-йоркской семейки «Там, где сердце» запомнилась только киноманам. Ума сыграла девушку, похожую на нее: ищущую свое место в жизни. Сегодня, спустя почти четверть века, наблюдать за тем, как она двигается, флиртует с пожилым джентльменом в исполнении Кристофера Пламмера, истинное наслаждение. Именно в этой картине зрители впервые увидели, как Ума танцует.


«Генри и Джун»


В 1990 году Ума Турман снялась в скандальном байопике знаменитого американского писателя ХХ века Генри Миллера — драме «Генри и Джун». Она сыграла Джун, жену Миллера. Фильм был отнесен жесткой американской цензурой к порнографии, но позднее ему «смягчили» рейтинг до NC-17. Голливуд на самом деле очень консервативное место, и поэтому многие актеры боятся сниматься в рискованных фильмах, особенно в начале своей карьеры.

Но Ума ничего не боялась — у нее не было сверхзадачи стать суперзвездой. Да и в конце концов, статуя, изображающая ее обнаженную бабушку, уже 80 лет украшает шведский город Треллеборг. После фильма девушка сказала, что сексуальность — одна из основных составляющих профессии, и бояться этого глупо. Фильм получил очень противоречивые отзывы в прессе, но Ума удостоилась похвалы многих влиятельных критиков.

Ума счастливо избежала трех стадий взросления кинозвезды — алкоголь, наркотики и беспорядочный секс — и в 1990 году вышла замуж за малоизвестного тогда британского актера Гэри Олдмана. Через два года они тихо разбежались, продолжив свои пути к мировой славе по отдельности.

В начале 90-х Ума снялась в нескольких проходных ролях — триллере «Окончательный анализ», криминальной драме «Бешеный пес и Глори» и детективе «Дженнифер восемь». А потом наступил 1994-й. Мировые экраны взорвало «Криминальное чтиво», а Квентин Тарантино встретил ту, которую назовет своей музой.


Квентин и его муза на съемках «Криминального чтива»


Студия Miramax предложила ему несколько актрис на выбор, но к тому моменту он уже увидел Уму, и переубедить его не удалось. Существует легенда, что Тарантино запал на большие ступни актрисы, сочтя их весьма сексуальными. Но, скорее всего, это просто легенда — вряд ли Квентину нужны были только ступни. Ему нужна была актриса, которая за небольшой отрезок экранного времени создаст совершенно законченный образ Мии Уоллес, молодой жены криминального босса.

И в какой-то исторической временной точке Ума и Джон Траволта вышли на сцену и станцевали свой легендарный танец, для начала взорвавший мозг членам жюри Каннского фестиваля, а потом кометой улетевший в бессмертие. В 2003 году Квентин скажет в интервью: «Ума была там с Дитрих и Гарбо — на территории, где живут богини». После выхода «Криминального чтива» Турман стала признанной суперзвездой — номинация на «Оскар», первая номинация на «Золотой глобус» и BAFTA.

Нравилась Голливуду эта девушка с европейским стилем и воспитанием или нет, ему пришлось с ней считаться. А Ума, которая появилась на обложке Vouge еще десять лет назад, не очень бурно отреагировала на эту перемену в своей жизни. Изменилось только количество папарацци вокруг нее.

Став суперзвездой, молодая актриса продолжила сниматься в абсолютно не кассовых фильмах. Приятная английская мелодрама «Месяц на озере» оказалась в видеотеках у любителей хорошего кино. Замечательный фильм режиссера Теда Демми «Красивые девушки» был немного более успешен в прокате. Основная сюжетная линия принадлежала Тимоти Хаттону и тинейджеру Натали Портман.

Но Ума выступила как бы лакмусовой бумажкой для всех героев фильма: красавица из Чикаго приезжает в маленький городок, и все парни сходят с ума. Но красавица оказывается отнюдь не сердцеедкой — Ума опять сыграла девушку, похожую на нее. Адэра, ее героиня, говорит о себе: «Знаешь, мне обязательно надо услышать перед сном четыре слова: "Спокойной ночи, моя милая." Больше мне ничего не надо. Я многого не требую. Если парень каждый вечер говорит мне эти слова, я буду с ним».

Ума Турман никогда не встречалась с записными голливудскими мачо. Ее личная жизнь почти не попадала на страницы желтой прессы. Но на съемках не очень удачного фантастического триллера «Гаттака» она встретила своего будущего мужа, очень известного и совсем не мейнстримового актера Итана Хоука. Они поженились за два месяца до рождения их дочери Майи. Итан внезапно стал предметом пристального внимания прессы — парень отхватил Уму Турман! Но Хоук в интервью больше восхищался семьей своей жены и кругом их общения. Через несколько лет у них родился сын Левон. Они выглядели вполне счастливой парой. К слову, Хоук не только актер, но и довольно успешный писатель. Он даже посвятил Уме одну из своих книг.

В 1997 году журнал Empire включил актрису в список «100 звезд всех времен». Но для зрителей она оставалась звездой «Криминального чтива».


«Золотая чаша»


Среди фильмов, в которых Ума снималась в конце 90-х и в начале XXI века, стоит выделить экранизацию романа Генри Джеймса «Золотая чаша». Шарлотта Стэнт, девушка из высшего света, выходит замуж за пожилого миллиардера, тестя своего любовника, который по совместительству еще и муж ее подруги. Шарлотта думает, что все будет просто, но муж оказывается не настолько стар, чтобы терпеть измены, и мягко и тактично воспитывает свою легкомысленную жену. Ума очень тонко сыграла процесс эмоционального взросления.

В 2002 году актриса получила свой первый «Золотой глобус» — за роль в телефильме «Истерическая слепота». Она выступила продюсером проекта и сыграла обычную девушку из пригорода: инфантильную и взбалмошную, засидевшуюся в 30 лет без мужа и детей, отчаянно пытавшуюся найти свое место в мире. Сыграла она просто умАпомрачительно и опять не отказала себе в удовольствии потанцевать.

Но главная бомба была впереди. Квентин Тарантино наконец исполнил свою мечту — снять фильм только для Умы Турман. На экраны вышли теперь уже легендарные триллеры — «Убить Билла. Часть 1» и «Убить Билла Часть 2». Квентин написал основной сценарий, а образ Невесты, она же Беатрикс, она же Черная мамба, придумала сама Турман.


«Убить Билла»


В 2001 году актриса отказалась сниматься в блокбастере «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». А зачем ей было там сниматься, если они с Квентином уже писали сценарий «Убить Билла»?..

На этот раз она показала все, на что способна. Редкая актриса может вытащить на себе четырехчасовой фильм, даже с таким захватывающим сюжетом. И, как писали критики, далеко не каждый актер может продемонстрировать такой крутой экшен, который создавала на экране Ума. Ее Беатрикс была и супергероиней, и очаровательной женщиной, и отвергнутой возлюбленной, и убийцей, и матерью. Это была как бы демонстрация силы со стороны Умы: «Я могу это сделать. Я могу все это сыграть», — и за каждый фильм она получила по номинации на «Золотой глобус».

Но грандиозный успех омрачился личной драмой. Итану Хоуку захотелось простоты, и он провел уикенд в Канаде с какой-то одноразовой девушкой. К сожалению, эта шалость оказалась на страницах желтой прессы, а Ума стала центральным персонажем унизительной для нее «мыльной оперы». Держалась она, как всегда, с достоинством, но семейная жизнь с Хоуком закончилась. Спустя несколько лет Ума Турман скажет в интервью: «Я никогда не уеду из Нью-Йорка, потому что отец моих детей живет здесь».

После «Убить Билла» и развода Ума подумывала об уходе из кино, чтобы просто заниматься детьми. «Уйти трудно... Эта профессия, она все время тянет тебя обратно. Я люблю болтаться с дочерью по городу, возиться в своем саду, но я не могу так просто отказаться от работы», — сказала позже актриса.



Во второй половине нулевых Ума появилась в приятных мелодрамах «Мой лучший любовник» и «Случайный муж». В основном, она по-прежнему отдавала предпочтение не мейнстриму. Единственные блокбастеры, в которых она снималась, были фильмы ее друга Квентина.

В 2012 году у Турман и ее многолетнего партнера, лондонского бизнесмена Арпада Бюссона, родилась дочь Луна. Во время беременности актриса просто феерично сыграла в сериале «Успех» (Smash) страдающую острой формой нарциссизма кинозвезду и получила номинацию на Emmy. Наиболее значительной работой в кино в последние годы стала роль Мадлены Форестье в экранизации романа Ги де Мопассана «Милый друг». Мадлена в исполнении Умы — обворожительная, стильная и чувственная. Именно такая, как в романе Мопассана.

Верная своей привычке сниматься в скандальных проектах, она появилась у Ларса фон Триера в «Нимфоманке». Сейчас Ума и Тарантино пишут сценарий к проекту «Убить Билла 3». Получится ли у них войти еще раз в ту же реку, покажет время.


«Милый друг»


Кто-то скажет, что Ума постарела, вероятно, думая, что сам избежит этой «ужасной» участи. Но женщины не стареют на самом деле, они просто меняются. В ней всегда было и есть какое-то особенное сочетание интеллекта и чувственности, благородства и сексуальности. Ума — редкое явление в кино. Возможно поэтому ее отношения с Голливудом так и не перешли в стадию большой любви. Она никогда не жила в Лос-Анджелесе, откровенно предпочитая Нью-Йорк и Европу. Она старается сниматься в фильмах, которые базируются в Нью-Йорке, чтобы надолго не уезжать от детей. В 2006 году Франция наградила Уму Турман Орденом Искусств и литературы (L'Ordre des Arts et des Lettres).


«Я люблю, я просто обожаю быть матерью. Это самый большой подарок, который я когда-либо получала».


Актриса насмешливо рассуждает в интервью: «Моя жизнь после тридцати была непростой, но в 20 лет я считала, что у меня очень тяжелая жизнь. А теперь, после сорока, все стало еще труднее. Если в 32 года вы думаете: "О, у меня двое детей, и я работаю с 16 лет, и вот теперь, наконец, станет полегче", — вы обречены... Нельзя расслабляться».

Что ж, Ума Турман еще далеко не все сделала. Она легко перемахнула барьер от ролей сексапильных героинь к образам зрелых женщин. И нам остается ждать возвращения повзрослевшей на десять лет Беатрикс, которая уже, наверно, не Невеста, но все еще Черная мамба.


«Я чувствую, что прожила свою жизнь назад. Как пел Боб Дилан, "Ah, but I was so much older then I'm younger than that now"».
24.04.2014 18:38

«But I`m a creep...»

Если построить кривую рейтинга его проектов, она будет похожа на электрокардиограмму. Джеймс МакЭвой — пожалуй, самый непредсказуемый актер Голливуда в своем лихорадочном выборе ролей. Интересно, что почти всегда, каким бы неудачным не оказался сам фильм (если такое случается), к голубоглазому красавчику с окраины рабочего квартала Глазго претензий ни у зрителей, ни у критиков не возникает. МакЭвой, должно быть, родился под счастливой звездой.

Его профессиональному творческому метанию вполне соответствует и история превращения простого шотландского парня в сверхновую звезду Голливуда. Устав от собственных штатных секс-символов с грудой мышц и смазливыми «мечта фэшн-фотографа» лицами, Америка с распахнутыми объятиями принимает красавчика иного сорта — с бледной кожей и веснушками на носу.



Однако в юности будущее открытие американской фабрики грез вовсе не бредило такими высотами. Джеймс учился в воскресной школе и если о чем и думал всерьез, так это о карьере священника. Страшно представить, сколько юных шотландских девушек потеряли бы покой, появись преподобный Джеймс МакЭвой на очередной мессе. Но благодаря шотландцу же, режиссеру Дэвиду Хэйману, который однажды пришел поговорить о кино со студентами той самой школы, женщины всего мира могут вздыхать и пускать слюнки на обаятельного актера. Как говорится, рыбак рыбака…

С барского плеча Хэйман отдал тогда еще ни разу не актеру МакЭвою роль второго плана в фильме «Соседняя комната», ну а дальше пошло как по накатанной. Переменчивый в своих желаниях МакЭвой уже успел распрощаться с очередной мечтой — о военно-морском флоте. Так, с корабля на бал, он попал в кинобизнес, став звездой как бы случайно, играючи, на деле же прорабатывая каждую свою партию на совесть. Среди его ранних проектов числились, например, «Золотая молодежь», снятая по роману Ивлина Во под режиссурой не кого-нибудь, а самого Стивена Фрая, успешные сериалы «Дети Дюны» (Children of Dune) и «Бесстыдники» (Shameless).



Так семимильными скачками МакЭвой допрыгался до инвалидного кресла. Одной из первых значимых ролей на большом экране стала партия инвалида и отвязного бунтаря Рори О`Ши в британской драме Дэмиана О`Доннелла «Внутри себя я танцую». Никакой пафосной душной морали, никаких циничных манипуляций со зрительскими эмоциями, никаких стратегий по выжиманию слезы из киномана.



Рори — весельчак и задира, сыплющий колкими фразами и готовый в любой момент пуститься во все тяжкие (ну, и по ходу тумаков огрести), по воле судьбы прикованный к инвалидному креслу. О`Ши был бы каким-нибудь безобидным хулиганьем с окраины провинциального британского городка, если бы не его недуг. Он обезоруживает своей обаятельной нагловатой улыбкой и, как сильный свежий ветер, сбивает с ног любого, кто осмелится испытать к нему жалость. Он лучше многих физически полноценных людей знает жизнь и умеет ее ценить.

Блестящее актерское трио — Джеймс МакЭвой, Стивен Робертсон и Ромола Гарай — задолго до появления всеми обожаемого «1+1» не просто создало на экране саму жизнь, а вдохнуло в нее свою собственную молодость, свободу и смелость. Прежде мало чем примечательный Джеймс МакЭвой сыграл настолько энергично и душевно, но притом тонко и уважительно, что мигом попал в десятку. Этот шотландский парень, который будто всю жизнь в инвалидном кресле с мышечной дистрофией прокатался, попал на перо к критикам и на заметку к фильммейкерам по обе стороны океана.

Так началось победное шествие Джеймса по кинематографу, щедро сдобренное беззаветной фанатской любовью и похвалой от всех представителей киноистеблишмента. В дальнейшем, что бы он ни делал, он показывал лучшее и, пожалуй, уникальное своей свойство — умение органично и живо адаптироваться под стандарты жанра и запросы аудитории.

Хотите мистического доброго фавна для «Хроник Нарнии» — получите мистера Тумнуса. Нужен простоватый, но благородный и мужественный, вызывающий восхищение паренек с окраины — вот вам Робби Тернер из «Искупления». Необходим лопух и избалованный эгоист, но добрый и безобидный доктор для «Последнего короля Шотландии» — представляем вашему вниманию Николаса Гарригана.



Среди литературной интеллигенции в Англии XIX столетия он тоже свой в доску («Превращаясь в Джейн»). Ему идут фрак, цилиндр и старомодное жабо ровно так же, как узкие джинсы и майка. Умение прочувствовать особенности жанра позволило актеру и в бальных залах вальсировать, и пушкой махать, выписывая головокружительные кульбиты на крыше несущегося на всех порах поезда — в адском замесе на супергеройское действо под руководством Тимура Бекмамбетова, фильме «Особо опасен».



Вообще, с «Опасным» получилась занятная история. Продюсеры пришли к МакЭвою как с покаянием. Мол, хотели мы на эту роль сурового мужика, который будет голыми руками кинжалы гнуть и огонь заглатывать, а-ля Шварценнегер-Стэйтем-Сталлоне, но просчитались, ведь нужен-то слабовольный рохля и размазня, сумевший в итоге собрать себя из той лужицы унижения, в которую сам же и растекся. Впечатленный такими «комплиментами», МакЭвой согласился на участие в проекте, который снимался в США под руководством русского режиссера, с американо-британо-русским кастом, да еще и по комиксу шотландца Марка Миллара. Ничего хорошего этот ядерный микс не сулил, но Джеймс рискнул, преследуя одну цель — отделаться от образа славного парня, последнего английского джентльмена.



Действительно, «юношу бледного со взором горящим» МакЭвой играл с завидной частотой, то в компании с дерзкой и острой на язык Кирой Найтли, то в дуэте с застенчивой и робкой Энн Хэтэуэй. Исторические байопики и костюмированные драмы стали его визитной карточкой — от внушительной и мощной картины «Заговорщица» до вольной и местами надуманной интерпретации последних дней Льва Толстого «Последнее воскресенье». Его приметил сам Джо Райт, а критики увидели в нем чуть ли не нового мистера Дарси, проча актеру успех Колина Ферта или Хью Гранта.

Но мятежного МакЭвоя продолжало творчески лихорадить. По собственному заверению, ему надоело без конца отстаивать честь дам, попавших в беду. Он, безусловно, был благодарен судьбе за то, что та направила в его руки сценарии «Искупления» и «Заговорщицы», которые он в своем личном первенстве поставил на вершину пьедестала. Но актеру хотелось сыграть отвратительного мерзавца, дефективную личность, полную внутренних психозов и черных пятен — испытать себя и покорить новый рубеж. «Посмотрите на моего героя в “Последнем короле Шотландии”. Он был прекрасным врачом, но при этом эгоистом и отъявленным подлецом. Он больше заботился о собственной жажде приключений, нежели о своей миссии. Он навлек беду и разрушил несколько судеб. И все равно он понравился зрителям».

Только совсем недавно Джеймсу представился шанс положить начало совершенно новым образам в своей карьере. Сначала ему выпадает роль зацикленного на себе детектива Макса Левински с не в меру раздутым эго в картине «Добро пожаловать в капкан». Потом следует партия Саймона Ньютона — жалкого типа с игровой зависимостью и привычкой распускать руки в ленте Дэнни Бойла «Транс». Но оба эти персонажа, как ни крути, не были столь уж мерзкими.



По-настоящему отыграться МакЭвою удалось лишь в фильме «Грязь», поставленному по роману Ирвина Уэлша. И уж он оттянулся, нечего сказать. Джеймс сыграл продажного, алчного, психически неуравновешенного ублюдка-полицейского, в одной своей личности совместившего, как в ящике Пандоры, все семь смертных грехов. Брюс Робертсон настолько бескомпромиссно отвратителен и до тошноты мерзок, что дальше уже некуда. Этот персонаж — мутный бриллиант в череде уже знакомых зрителю асоциальных элементов: Октавов Паранго, Марков Рентонов и Джорданов Белфортов. Последний, к слову, даже рядом с героем МакЭвоя не валялся со своими пошлыми чудачествами и смешными наркоприходами. Он все равно выглядит как безобидный школьник рядом с фундаментальным дядечкой-профессором, знающим толк в саморазложении и падении на самое дно — в грязь.



И Джеймс играет этого насквозь прогнившего подонка с таким остервенением, отдачей и лихим разухабистым тщанием, смачно показывая с экрана фак, что остается только руками развести: где он такого нахватался? Хотя, если поразмыслить, ничего неожиданного в том, что хороший парень МакЭвой справился со столь сложной, злобно сатирической, дерзкой и откровенно отталкивающей ролью, нет. Все это уже проскальзывало в предыдущих его образах, хоть и совсем с другим зарядом. Возьмите рожки того самого фавна из «Хроник Нарнии», добавьте нахальную улыбочку Рори О`Ши, растянутую здесь в звериную гримасу, эгоизм и беспечность доктора Гарригана, самовлюбленность Макса Левински, приплюсуйте для полноты образа колоритную рыжую бороду самого Джеймса и помножьте все это на минус — получится Робо во всей красе.



Впрочем, удивить талантом такого разительного перевоплощения МакЭвой смог не только зрителей, но и создателей картины. До первого съемочного дня ни режиссер Джон С. Бейрд, ни сам Уэлш не могли поверить, что актеру удастся этот образ сполна. Он настолько искренне купается в скотстве своего персонажа в окружении свиных рыл, бестолковых друзей и продажных жен, настолько гадко преисполняется жалостью к себе, настолько вульгарно и беззастенчиво пускается в отрыв, ступая по головам, что поражаешься, как этот же самый МакЭвой попал в образ рыцаря без страха и упрека со своей очаровательной улыбкой и уютным шотландским акцентом.



Он играет с особым удовольствием, понимая, что такие партии выпадают раз на миллион. Более того, роль ему действительно по душе. И как никогда актуально звучит саундтреком к этой метаморфозе песня “Creep” группы Radiohead. «But I`m a creep, I`m a weirdo…». Наконец, МакЭвой дождался своего «creep» — и смех и грех, правда же?

Как бы там ни было, актер уверяет, что готов рано или поздно проснуться забытым. Лукавит, конечно. Иначе зачем бы ему подогревать интерес к своей персоне, снимаясь в кассово успешной «франшизе Икс»? Однако не стоит забывать, что этот год также готовит для нас совершенно особенную осеннюю премьеру с МакЭвоем в главной роли — «Исчезновение Элеонор Ригби: Она».



А пока Джеймс МакЭвой в свои 35 лет готов к любым экспериментам. Готов играть, одинаково талантливо и ненатужно изображая неловкую застенчивость и элегантную аристократичность, сказочную эфемерность и фантастическую крутость, задиристую шкодливость и циничную похабщину. Возможно, в этом сумасбродном метании и искренности, а также в труде, которого на экране не заметишь, как раз и кроется краеугольный камень его успеха.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Всего: 126

Топ 250
132
Кошмар перед Рождеством
The Nightmare Before Christmas (8.10)
133
Крупная рыба
Big Fish (8.10)
134
Рататуй
Ratatouille (8.10)
135
Выпускник
The Graduate (8.10)
136
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
137
Голодные игры: И вспыхнет пламя
The Hunger Games: Catching Fire (8.10)
139
Рестлер
The Wrestler (8.10)
140
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
141
Рокки
Rocky (8.10)
весь топ