Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Алексей Смирнов

Aleksei Smirnov
Алексей Смирнов
Профессии: Актёр
Пол: Мужской
Родился: 26 февраля 1920, Рыбы (100 лет назад)
Умер:: 07 мая 1979 (59 лет)
Последний фильм: 1976
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Алексей Смирнов Фото Алексей Смирнов Фото Алексей Смирнов

Новости

28.02.2020 18:04

Большой герой маленьких ролей. К юбилею Алексея Смирнова

28 февраля знаменитому советскому актеру Алексею Смирнову исполнилось бы 100 лет. «Великой скромности человек», — говорили о нем коллеги. Он не любил рассказывать о себе, журналисты писали о нем мало. Не оставил Алексей Макарович после себя ни дневников, ни автобиографий, однако событий его жизни хватило бы не на одну героическую повесть. Простодушный недотепа на экране, за его пределами — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы II и III степеней, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». О подвигах артиста зрители узнают только после его смерти из военных архивов...

Родился Алексей Смирнов в Ярославской губернии, но еще в раннем возрасте с семьей переехал в Ленинград. Отец рано умер, и матери вместе с ним и его младшим братом пришлось в буквальном смысле выживать. С малых лет в его жизни присутствовала сцена — драмкружок, потом театральная студия. И вот долгожданное зачисление в 1940 году в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Однако мечту пришлось отложить на несколько лет: в самом начале Великой Отечественной войны Алексей Смирнов уходит добровольцем на фронт.
Читать полностью
Поделиться:

09.10.2019 20:14

Фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — 55!

9 октября 1964 года на советские киноэкраны вышла одна из самых известных детских комедий, ставшая целой вехой в истории советского кинематографа — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Злободневная сатира студента ВГИКа Элема Климова стала поистине знаковой работой, которая показала зрителям весь формализм той эпохи.

Но в первую очередь это был фильм о детях и для детей. Читатели постарше еще вспомнят свое пионерское прошлое, поездки в пионерлагеря, походы и, конечно, летние приключения с друзьями по отряду. Об этом и снял свою дебютную картину, ставшую его дипломной работой, Климов. История Кости Иночкина покорила сердца девчонок и мальчишек всего Советского Союза.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7

Все | Актёр | Главные роли

Биография

28 февраля 1920, Данилов, Ярославская губерния, РСФСР — 7 мая 1979, Ленинград, РСФСР, СССР. Заслуженный артист РСФСР (1976). Окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии (1940). После её окончания Смирнов некоторое время работал актёром эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. За мужество и героизм, проявленные на фронте, он стал кавалером двух орденов Славы. Однако завершить войну в Берлине ему так и не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован. Вернувшись в Ленинград, где жила мама, он вскоре предпринял новую попытку вернуться на сцену и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Сначала играл в массовках, затем получил ряд ролей второго плана. Учитывая внешность актёра, режиссёры обычно доверяли ему роли откровенно комические... Любой выход этого актёра на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра комедии. Слава об актёре-комике довольно быстро распространялась тогда не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1958 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину "Кочубей". Актёр сыграл в нём буржуйчика — единственного героя в этой серьёзной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие этого актёра. В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший приём у публики: "Полосатый рейс" (режиссёр Владимир Фетин) и "Вечера на хуторе близ Диканьки" (Александр Роу). Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле "Вождь краснокожих" из фильма "Деловые люди" он доверил Смирнову роль Билла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный приём. После этого успеха актёр Смирнов начал свое триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны. Между тем в повседневной жизни Смирнов был несколько иным человеком, чем его экранные герои. Он был убеждённый холостяк, и единственной женщиной, которая коротала с ним дни в ленинградской коммуналке, была его мама, которую он безумно любил. Жили они скромно, совсем не так, как принято жить семье актёра, имеющего всесоюзную славу. Хотя иногда артистическую тусовку сотрясали слухи о шумных гулянках Смирнова, которые он устраивал или на съёмочной площадке или в стенах родного театра. Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. Он стал часто выпивать, его одолевали различные болезни. Из-за них он не сумел сняться в фильме Леонида Быкова — "Аты-баты, шли солдаты...". А в апреле 1979 года Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Смирнов в те дни находился в ленинградской больнице и ничего не знал о трагедии. Только накануне выписки, 7 мая, кто-то из врачей сообщил ему об этом. Знай он, что последует после этого, наверняка остерёгся бы даже заикаться об этом. Услышав скорбную весть, Смирнов лёг на кровать, отвернулся к стене и умер. Ему было всего лишь 59 лет. До 1946 года — артист эстрады, в 1946-1952 годах — актёр Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, в 1952-1961 годах — артист Ленгосэстрады. С 1962 года - актёр киностудии "Ленфильм". Похоронен актёр на Южном кладбище в Ленинграде (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила).

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актёр [ скрыть ]


Финист — Ясный сокол
Финист — Ясный сокол (1976)

Finist - Yasnyy sokol (6.90)
Bath-attendant

Соло для слона с оркестром
Соло для слона с оркестром (1976)

Cirkus v cirkuse (6.20)
Hypnotizér Smirnov

Потрясающий Берендеев
Потрясающий Берендеев (1975)

Potryasayushchiy Berendeev (0.00)
Artur Bragin

В бой идут одни старики
В бой идут одни старики (1975)

V boy idut odni stariki (8.20)
Makarych

Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974)

Avtomobil, skripka i sobaka Klyaksa (6.00)

Звезда экрана
Звезда экрана (1974)

Zvezda ekrana (6.60)
a silent actor

Золотые рога
Золотые рога (1973)

Zolotye roga (6.90)
Old wood spirit Kapytonich

Докер
Докер (1973)

Doker (0.00)

Офицеры
Офицеры (1972)

Ofitsery (7.30)

Последние дни Помпеи
Последние дни Помпеи (1972)

Poslednie dni Pompey (0.00)

Чиполлино
Чиполлино (1972)

Chipollino (6.70)
Chipollone

Ход белой королевы
Ход белой королевы (1971)

Khod beloy korolevy (5.80)
Kryzhalov

Освобождение: Направление главного удара
Освобождение: Направление главного удара (1971)

Osvobozhdenie: Napravleniye glavnogo udara (7.20)
Soldier

Vesennyaya skazka
Vesennyaya skazka (1971)
(0.00)

Хозяин
Хозяин (1970)

Khozyain (0.00)

Krasnaya ploshchad
Krasnaya ploshchad (1970)
(6.20)

Освобождение
Освобождение (1969)

Osvobozhdenie (7.90)

Золотые часы
Золотые часы (1968)

Zolotye chasy (0.00)

Житие и вознесение Юрася Братчика
Житие и вознесение Юрася Братчика (1968)

Zhitiye i vozneseniye Yurasya Bratchika (8.70)

Белый рояль
Белый рояль (1968)

Belyy royal (0.00)

Огонь, вода и... медные трубы
Огонь, вода и... медные трубы (1968)

Ogon, voda i... mednye truby (6.80)
Fireman

Удар! Еще удар!
Удар! Еще удар! (1968)

Udar! Yeshcho udar! (6.00)
Taxi driver

Разведчики
Разведчики (1968)

Razvedchiki (5.80)

Семь стариков и одна девушка
Семь стариков и одна девушка (1968)

Sem starikov i odna devushka (6.80)

Дай лапу, друг!
Дай лапу, друг! (1967)

Day lapu, drug! (0.00)

Их знали только в лицо
Их знали только в лицо (1967)

Ikh znali tolko v litso (6.00)

В городе С.
В городе С. (1967)

V gorode S. (6.20)
Man with pineapple (как A. Smirnov)

Спасите утопающего
Спасите утопающего (1967)

Spasite utopayushchego (0.00)
Militiaman

Свадьба в Малиновке
Свадьба в Малиновке (1967)

Svadba v Malinovke (7.30)
Smetana (как A. Smirnov)

Война и мир
Война и мир (1966)

Voyna i mir (7.80)
Officer

Айболит-66
Айболит-66 (1966)

Aybolit-66 (7.10)
Robber

Три толстяка
Три толстяка (1966)

Tri tolstyaka (6.90)

Кто придумал колесо?
Кто придумал колесо? (1966)

Kto pridumal koleso? (0.00)

Горькие зёрна
Горькие зёрна (1966)

Gorkie zyorna (0.00)

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён
Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён (1965)

Dobro pozhalovat, ili postoronnim vkhod vospreshchyon (8.10)
Zavkhoz

Мандат
Мандат (1965)

Mandat (0.00)

Операция Ы и другие приключения Шурика
Операция Ы и другие приключения Шурика (1965)

Operatsiya Y i drugiye priklyucheniya Shurika (8.00)
Fedya (segment "Naparnik") / Doubting person at market (segment "Operatsiya 'Y")

Чёрный бизнес
Чёрный бизнес (1965)

Chyornyy biznes (0.00)
Petrichenko

Донская повесть
Донская повесть (1965)

Donskaya povest (7.50)

Зайчик
Зайчик (1964)

Zaychik (6.70)

Укротители велосипедов
Укротители велосипедов (1964)

Jalgrattataltsutajad (7.20)
Director of bicycle factory (как A. Smirnov)

Возвращённая музыка
Возвращённая музыка (1964)

Vozvrashchyonnaya muzyka (6.70)

Крепостная актриса
Крепостная актриса (1964)

Krepostnaya aktrisa (7.00)

Два воскресенья
Два воскресенья (1963)

Dva voskresenya (0.00)

Delovye lyudi
Delovye lyudi (1962)
(7.40)
Kidnapper

Полосатый рейс
Полосатый рейс (1961)

Polosatyy reys (7.30)
Knysh (как A. Smirnov)

Вечера на хуторе близ Диканьки
Вечера на хуторе близ Диканьки (1961)

Vechera na khutore bliz Dikanki (7.20)

Восемнадцатый год
Восемнадцатый год (1960)

Vosemnadtsatyy god (6.10)
(как A. Smirnov)

Воскресенье
Воскресенье (1960)

Voskreseniye (8.30)
Nikiforov (как A. Smirnov)

Роман и Франческа
Роман и Франческа (1960)

Roman i Francheska (0.00)

Сегодня увольнения не будет
Сегодня увольнения не будет (1959)

Segodnya uvolneniya ne budet (7.20)
(как A. Smirnov)

Ne imey 100 rubley...
Ne imey 100 rubley... (1959)
(0.00)
Driver

Горячая душа
Горячая душа (1959)

Goryachaya dusha (0.00)

Gde vy, rytsari?
Gde vy, rytsari? (0)
(0.00)

Премьеры
16.07
Артур и Мерлин: Рыцари Камелота
Arthur & Merlin: Knights of Camelot
23.07
Призраки войны
Ghosts of War
23.07
Эмма.
Emma.
все премьеры

Топ 250
127
Город грехов
Sin City (8.10)
128
Терминатор
The Terminator (8.10)
129
Нефть
There Will Be Blood (8.10)
130
Взвод
Platoon (8.10)
131
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
132
Кошмар перед Рождеством
The Nightmare Before Christmas (8.10)
133
Крупная рыба
Big Fish (8.10)
134
Рататуй
Ratatouille (8.10)
135
Выпускник
The Graduate (8.10)
136
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
весь топ
28.02.2020
Большой герой маленьких ролей. К юбилею Алексея Смирнова

28 февраля знаменитому советскому актеру Алексею Смирнову исполнилось бы 100 лет. «Великой скромности человек», — говорили о нем коллеги. Он не любил рассказывать о себе, журналисты писали о нем мало. Не оставил Алексей Макарович после себя ни дневников, ни автобиографий, однако событий его жизни хватило бы не на одну героическую повесть. Простодушный недотепа на экране, за его пределами — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы II и III степеней, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». О подвигах артиста зрители узнают только после его смерти из военных архивов... Родился Алексей Смирнов в Ярославской губернии, но еще в раннем возрасте с семьей переехал в Ленинград. Отец рано умер, и матери вместе с ним и его младшим братом пришлось в буквальном смысле выживать. С малых лет в его жизни присутствовала сцена — драмкружок, потом театральная студия. И вот долгожданное зачисление в 1940 году в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Однако мечту пришлось отложить на несколько лет: в самом начале Великой Отечественной войны Алексей Смирнов уходит добровольцем на фронт. Его военная биография была героической, восстановить ее можно по обрывочным данным наградных листов, хранящихся в архиве Министерства обороны. Служил Смирнов химинструктором, командовал огневым взводом, пройдя путь от рядового до лейтенанта. Сохранились данные, как он первым бросался в бой, воодушевляя однополчан, вступал в рукопашную схватку, единолично брал в плен сразу нескольких немцев, во время интенсивного обстрела сумел переправить на себе миномет через реку Одер, уничтожив потом из него две пулеметные точки, несколько десятков гитлеровцев и освободив целую деревню. Перед самой Победой Алексей Смирнов получил тяжелейшую контузию и после долгого лечения был комиссован. Алексей Макарович не любил рассказывать о войне: она навсегда подорвала его здоровье, забрала младшего брата, стала причиной психических расстройств у матери. В 1946 году он вернулся в Театр музыкальной комедии, однако ролей было крайне мало. Не хватало ни денег, ни времени ухаживать за больной мамой. Спустя несколько лет театр пришлось покинуть. Но уже там он был отмечен как самобытный комедийный актер, хотя его самого такое амплуа скорее тяготило. Яркой фактуре пришлось поддаться, когда именитые режиссеры стали приглашать его в кино. «Дорогие мои друзья! Если вам удалось улыбнуться хоть один раз, я буду счастлив. Так вы будете жить на одну секунду дольше», — скажет однажды своим зрителям Алексей Смирнов. После того как в 1959 году он сыграл у Юрия Озерова в картине «Кочубей», Смирнова сразу же пригласили в шесть других проектов. Так в советском кинематографе появился большой герой маленьких ролей, король комедийных эпизодов. «Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это все равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остается таковым после», — скажет об Алексее Смирнове Ролан Быков. Ни одна из его ролей не оставалась незамеченной: простодушный завхоз в комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», тунеядец Федя в «Операции Ы и других приключениях Шурика» Леонида Гайдая, матрос Валя Кныш в картине «Полосатый рейс» Владимира Фетина. Интересно, что в последней картине Алексей Смирнов был единственным актером, согласившимся участвовать в трюках с тиграми. На съемочной площадке, как и на военной передовой, он оставался смелым героем. Отказывался от дублеров, с энтузиазмом исполнял самые смелые задумки режиссеров, нередко сам «дописывал» их в свою роль. Веселый, открытый, смелый на съемочной площадке, за ее пределами Алексей Смирнов все же чаще грустил. Из-за ранения он не смог создать семью, прожил свою жизнь с мамой в небольшой комнате ленинградской коммуналки, отдельную квартиру так никогда и не получив. «Он прожил трагическую жизнь. К несчастью, это судьба многих фронтовиков, кто сбылся в полную силу на войне, а потом их жизнь повернулась по-другому совсем… Это трагическая история. Когда его видели на улице, за ним бежали дети, дразнили его. А это, в общем, человек, который нес в себе большую драму», — вспоминает об актере Елена Санаева. Алексей Смирнов мечтал о драматических ролях. С большим сожалением однажды он скажет, что слишком поздно нашел своего режиссера — любимой ролью для него станет механик Макарыч в фильме «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Именно в этом ироничном, добродушном герое зрители смогли разглядеть глубину драматического таланта актера. В глазах Макарыча отражались боль и ужасы войны, которые пронес через всю свою жизнь Алексей Смирнов. На съемках финального эпизода картины (разговор командира Титаренко и Макарыча на могиле погибших девушек) у Смирнова не выдержало сердце, его увезла со съемочной площадки скорая помощь. Вернувшись, он сказал Быкову, что новых съемок этого эпизода его сердце просто не выдержит — в картину вошел единственный снятый дубль. Алексей Смирнов стал заложником своей фактуры: со стороны, по словам его современников, казалось, что это такой «увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки». В жизни же он был очень умным, тонким, ранимым. Осознавая диссонанс внутреннего и внешнего, он был очень неловким и стеснительным, будто извиняясь за себя. О своих увлечениях актер почти ничего не рассказывал, лишь в случайных разговорах мог упомянуть об огромной библиотеке редких книг, которую собрал в своей коммуналке, об увлечении японской поэзией, о коллекциях насекомых, которых любил изучать. «Он очень любил природу и в каждом ее проявлении видел красоту. Помню, едем мы на съемочную площадку, а по деревенской улице куры бегают. И происходит между нами такой диалог: "Посмотри, Наташа, какая прелесть". — "Ну что ты, Леша, обыкновенная же курица". — "Нет, ты должна внимательно посмотреть и понять: она вовсе не обыкновенная, а очень красивая". Говорил он все это с добрейшей улыбкой и выражением лица, как у ребенка», — рассказывает об актере в одном из своих интервью Наталья Крачковская. Скончался Алексей Смирнов 7 мая 1979 года в Мариинской больнице, где восстанавливался после инфаркта. Его хрупкое сердце не вынесло нового удара — известия о гибели любимого друга и режиссера Леонида Быкова, того, кто, по словам Владимира Талашко, подарил ему шанс вырваться за рамки комедийного амплуа, прикоснуться к мечте. Того, кто разглядел в эксцентрике Гамлета.... подробнее
09.10.2019
Фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — 55!

9 октября 1964 года на советские киноэкраны вышла одна из самых известных детских комедий, ставшая целой вехой в истории советского кинематографа — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Злободневная сатира студента ВГИКа Элема Климова стала поистине знаковой работой, которая показала зрителям весь формализм той эпохи. Но в первую очередь это был фильм о детях и для детей. Читатели постарше еще вспомнят свое пионерское прошлое, поездки в пионерлагеря, походы и, конечно, летние приключения с друзьями по отряду. Об этом и снял свою дебютную картину, ставшую его дипломной работой, Климов. История Кости Иночкина покорила сердца девчонок и мальчишек всего Советского Союза. По сюжету, пионера Костю (Виктор Косых) директор лагеря, товарищ Дынин, сыгранный великим Евгением Евстигнеевым, исключает за нарушение правил купания. Завхоз (Алексей Смирнов) отвозит Костю на станцию и оставляет там в надежде, что тот сам сядет в электричку. Однако Костя, представив реакцию бабушки на его внезапный приезд, не уезжает домой и возвращается в лагерь, перейдя на нелегальное положение. Он находит убежище внутри лагерной трибуны, где его подкармливают верные друзья. Они же выводят его в туалет под прикрытием юных музыкантов и на просмотр кинофильма. Но в лагере приближается родительский день, когда приедет Костина бабушка, и его пропажа откроется. Друзья решают помешать этому мероприятию, придумав «эпидемию». Для этого им приходится голышом залезть в крапиву. Поначалу план сработал, и врач лагеря (Лидия Смирнова) объявила карантин. Но директор узнает о замысле ребят от неизвестного информатора, и их планы рушатся. Тогда они решают явить Костю во время парада-карнавала, где он скрывался под маской кукурузы-«царицы полей», вместо дочки большого начальника, товарища Митрофанова. Надо сказать, что картине всячески ставили препоны с самого начала работы. Началось все с ректора ВГИКа Грошева, который наотрез отказался давать зеленый свет такому «вредному фильму». Однако его все же удалось уговорить, и весной 1963 года Климов приступил к съемкам. Молодой режиссер понимал, что такой провокационный сценарий вызовет недовольство у партийной номенклатуры, и поэтому старался работать как можно быстрее. Хрущевская оттепель заканчивалась, и был велик риск запрета ленты еще на съемочной стадии. Кастинг проводил сам Климов с помощниками. Мальчиков на роль Иночкина искали в московских школах. На один из уроков физкультуры пришел ассистент Климова и спросил, кто умеет плавать. Подняли руку все, включая и Виктора Косых, хотя он и не умел плавать, но надеялся откосить от уроков. Их привезли на Мосфильм, где попросили прочитать любое стихотворение на выбор. Косых прочитал Лермонтова, Климову понравилось, и Витю утвердили на роль Марата, друга Иночкина. Витя очень расстроился, так как не хотел лезть в крапиву (сценарий он уже прочитал). О назначении на роль Иночкина он узнал лишь перед самым началом съемок. В роли директора лагеря, товарища Дынина, Климов видел только Евстигнеева, который в то время не очень много снимался, отдавая все свое время театру «Современник». Молодой режиссер не хотел лепить из фигуры директора образ бюрократа-самодура, понимая, что это испортит картину. Евстигнеевский Дынин — добрый, но строгий начальник, неукоснительно соблюдающий лагерные правила, неустанно заботящийся о благополучии вверенных ему детей. В фильме постоянно высмеивается в сатирической форме «кукурузный бум», показуха перед высоким начальством, поднимается тема стукачества, имевшего место в общественной жизни того периода. По этим или другим причинам осенью 1963-го, в разгар съемок, которые проходили в пионерлагере «Орленок» близ Туапсе, из Москвы пришла телеграмма с требованием прекратить работу над картиной. Климов не выполнил указание, продолжил съемки с удвоенной энергией и закончил фильм на полгода раньше положенного срока. На предварительном просмотре комедии в Госкино стояла гробовая тишина. Чиновники назвали картину «антисоветской» и «антихрущевской», усмотрев в сцене похорон Костиной бабушки похороны самого Никиты Хрущева. Над фильмом нависла угроза отправиться на полку, как часто бывало тогда с лентами, не отвечающими идеологической линии советского киноискусства. Ситуацию спас режиссер и драматург Сергей Герасимов. Он устроил скандал Грошеву, который боялся допускать подобную работу студента в качестве дипломной, и отправил копию фильма лично Хрущеву. Генсек посмотрел комедию у себя на даче, что было тогда довольно частым явлением. Никите Сергеевичу все понравилось, и фильму выдали разрешительное удостоверение, а Климова допустили к защите дипломной работы. Премьера комедии состоялась 9 октября 1964 года, прокат длился недолго, а сеансы были в основном утренними. Несмотря на это «Добро пожаловать» посмотрели 13,4 миллиона советских зрителей. В целом критики оценили его положительно, отметив талантливую работу молодого режиссера, интересные находки в виде «крапивной экзекуции» или похорон бабушки. Сам Климов не считал свой первый полнометражный фильм вершиной творчества, однако позже говорил, что ничего не стал бы менять в нем. «Добро пожаловать» изобилует колоритными персонажами: педантичный и строгий директор, неунывающий физрук (Илья Рутберг), простой и неуклюжий завхоз (Алексей Смирнов), боящаяся коклюша докторша (Лидия Смирнова) и загадочный «мальчик номер 13», роль которого исполнил Вячеслав Царев. Климов потом вспоминал: «Как-то мы с женой Ларисой возвращались домой с детского праздника в полупустом троллейбусе. Вот сижу я на заднем сиденье, а передо мной едут… два уха. Больше ничто не бросается в глаза... На "Мосфильмовской" уши выходят. Я — за ними, кричу вдогонку: "Мальчик, мальчик!". А он не слышит... Стучу по плечу. Оборачивается. Черная майка растянута до пупа, лицо… Такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить?». Так в фильме и возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий с вопросом: «А чего это вы тут делаете?». В сценарии его назвали «мальчик с профилем Гоголя». С ним случилась интересная история: однажды Климову доложили, что «Гоголь» курит в туалете, и режиссер вызвал его к себе для разговора. Но разговор не получился — Царев со страху наелся зубной пасты и лишь пускал пузыри перед смеющимся Элемом Германовичем. И, разумеется, множество ярких фраз разошлось на цитаты: — Я очень хорошо плаваю. Две двенадцать на спине! Если б я был женщиной, я был бы чемпионом Союза по плаванью. — Дети, помните: вы — хозяева лагеря. Вы! А от вас что требуется, друзья мои? Дис-ци-пли-на!Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить ее до смерти. А он смог! Мы бодры, веселы… — Стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? — Веселее! — Молодец, понял. — Компоту хочешь? — Нет! — Все! — Волком пахнет. Или барсуком. — А ты барсука нюхал? — Сто раз! — Ты, Митрофанова, такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь! Понятно говорю? — Что читаешь? — Чехова. — Зачем? — Смешно. — Много смеешься. Ты бы лучше журнал «Вожатый» почитала. — Ты лучше ешь, ешь. Главное, на суп налегай. В жидкости вся сила! — Подумать только: второй день без первого! — Второй день без первого, первый день без второго… — И два дня без третьего! Я бы так не мог. — А че это вы тут делаете, а?! Кино-то уже кончилось! Спустя более чем полвека эта добрая комедия смотрится с таким же интересом, как и в 60-х годах. Судьба актеров, успевших подружиться на съемочной площадке, сложилась по-разному. Виктор Косых потом сыграет в «Неуловимых мстителях», Алексей Смирнов, Евгений Евстигнеев и Лидия Смирнова продолжат на радость зрителям работать в кино и служить в театре, а Климова ждал тернистый путь режиссера, снимающего неформат, неугодный чиновниками от Госкино и прочих партийных структур. Время все расставило по своим местам, и его военная драма «Иди и смотри» взорвала мир советского и мирового кинематографа, получив главный приз Московского кинофестиваля. Но это будет много позже, а сейчас на черно-белом экране идут титры, играет веселая музыка Микаэла Таривердиева, и на деревянном заборе пионерского лагеря мы видим знакомые надписи: «Добро пожаловать!» и «Посторонним вход воспрещен!».... подробнее