Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

М. Найт Шьямалан

M. Night Shyamalan
М. Найт Шьямалан
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Bhavna Vaswani (00.00.1993) (детей: 2)
Рост: 180
Родился: 06 августа 1970, Лев (50 лет)
Последний фильм: 2019
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото М. Найт Шьямалан Фото М. Найт Шьямалан Фото М. Найт Шьямалан

Новости

13.08.2020 19:37

Проклятие «Легенды об Аанге»

Мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» заслужил восторженные отзывы критиков, приобрел миллионы поклонников, выиграл множество наград и справедливо считается одним из лучших анимационных проектов в истории телевидения. Тем удивительнее, что Голливуд так и не может подобрать ключики к его игровой адаптации.

Многие зрители до сих пор не могут оправиться от провала «Повелителя стихий». Блокбастер 2010 года должен был начать масштабную фэнтезийную кинотрилогию, но столкнулся с серьезнейшими проблемами в бокс-офисе. В итоге он все-таки выбрался на уровень самоокупаемости, однако сборов в $319 млн не хватило, чтобы Paramount дала добро на съемки сиквела. Решение студии вполне понятно: киноверсия «Легенды об Аанге» получила жалкие 5% «свежести» на Rotten Tomatoes, а некоторые критики и вовсе назвали ее худшим высокобюджетным проектом XXI века.
Читать полностью
Поделиться:

06.08.2020 19:52

«Моя цель — не напугать, а вызвать чувства». К 50-летию М. Найт Шьямалана

Изначально заявивший о себе легендарными триллерами «Знаки» и «Шестое чувство» режиссер М. Найт Шьямалан долгое время пытался снимать семейное кино. Однако сериал «Дом с прислугой» окончательно вернул постановщика в жанр, который получается у него лучше всего. В 50-й день рождения мастера саспенса Lostfilm публикует интервью, в котором Шьямалан рассказывает о своих творческих поисках.

Удивительно, но он не всегда был уверен в том, что делает. Режиссер несколько десятилетий отказывался признаваться себе в том, что у него отлично получаются фильмы о сверхъестественных явлениях, и пытался найти другое направление. Но когда копилка постановщика пополнилась телесериалом в жанре ужасов, получившим высокие оценки, Шьямалан смирился со своим положением. «Теперь я к этому привык, — говорит он. — Но часть меня, которую я, впрочем, уже отпустил, всегда хотела снимать семейное кино».
Читать полностью
Поделиться:

30.07.2020 19:50

Гений и злодей. К юбилею Кристофера Нолана

В мировом кинематографе есть такие имена, которые, как писал Твардовский, нетленной сущности полны. Их упоминание действует как условный сигнал, переключатель мирной конструктивной дискуссии в яростный баттл, демаркационная линия, не оставляющая шансов на нейтралитет. Кристофер Нолан, дамы и господа. Произнесите и бегите в укрытие. В глазах одних он безоговорочный гений, снизошедшее свыше благословение и демиург, опережающий время. Для других — претенциозный очковтиратель, переоцененный ремесленник и псевдоинтеллектуал, регулярно прячущий за ширмой пустоту.

Если же оставить поле боя пассионариям и рассуждать непредвзято, то мы имеем дело с одним из самых знаковых и прославленных кинематографистов последних 20 лет, королем бокс-офиса и редким режиссером-брендом, способным затащить в кинотеатр даже случайного зрителя. А уж пущенные им в поп-культуру корни не вырубит даже самый мастеровитый дровосек: от упоминаний и отсылок в таких популярных шоу, как «Симпсоны» или «Офис», до саркастичного мема «Нолан гений». При всем при том Кристофер — очень кроткий и непубличный человек, не балующий желтую прессу инфоповодами.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.22

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Стекло
Стекло (2019)

Glass (0.00)

Сплит
Сплит (2017)

Split (0.00)

Визит
Визит (2015)

The Visit (6.20)

Уэйуорд Пайнс
Уэйуорд Пайнс (сериал) (2014)

Wayward Pines (7.60)

После нашей эры
После нашей эры (2013)

After Earth (5.00)

Повелитель стихий
Повелитель стихий (2010)

The Last Airbender (4.50)

Явление
Явление (2008)

The Happening (5.20)

Девушка из воды
Девушка из воды (2006)

Lady in the Water (5.80)

Таинственный лес
Таинственный лес (2004)

The Village (6.50)

Знаки
Знаки (2002)

Signs (6.90)

Неуязвимый
Неуязвимый (2000)

Unbreakable (7.30)

Шестое чувство
Шестое чувство (1999)

The Sixth Sense (8.20)

Пробуждение
Пробуждение (1998)

Wide Awake (6.10)

Яростная молитва
Яростная молитва (1992)

Praying with Anger (5.30)

Дом с прислугой
Дом с прислугой (0)

Servant (0.00)


Сценарист [ скрыть ]


Стекло
Стекло (2019)

Glass (0.00)

Сплит
Сплит (2017)

Split (0.00)

Визит
Визит (2015)

The Visit (6.20)

После нашей эры
После нашей эры (2013)

After Earth (5.00)

Повелитель стихий
Повелитель стихий (2010)

The Last Airbender (4.50)

Дьявол
Дьявол (2010)

Devil (6.40)

Явление
Явление (2008)

The Happening (5.20)

Девушка из воды
Девушка из воды (2006)

Lady in the Water (5.80)

Таинственный лес
Таинственный лес (2004)

The Village (6.50)

Знаки
Знаки (2002)

Signs (6.90)

Неуязвимый
Неуязвимый (2000)

Unbreakable (7.30)

Стюарт Литтл
Стюарт Литтл (1999)

Stuart Little (5.90)

Шестое чувство
Шестое чувство (1999)

The Sixth Sense (8.20)

Пробуждение
Пробуждение (1998)

Wide Awake (6.10)

Яростная молитва
Яростная молитва (1992)

Praying with Anger (5.30)


Актёр [ скрыть ]


Повелитель стихий
Повелитель стихий (2010)

The Last Airbender (4.50)
Fire Nation Soldier (в титрах отсутствует)

Явление
Явление (2008)

The Happening (5.20)
Joey (голос)

In the Mood for Doyle
In the Mood for Doyle (2007)
(7.00)


Девушка из воды
Девушка из воды (2006)

Lady in the Water (5.80)
Vick Ran

Красавцы
Красавцы (сериал) (2004)

Entourage (8.50)
 M. Night Shyamalan (1 episode, 2007)

Таинственный лес
Таинственный лес (2004)

The Village (6.50)
Guard at Desk

Знаки
Знаки (2002)

Signs (6.90)
Ray Reddy

Неуязвимый
Неуязвимый (2000)

Unbreakable (7.30)
Stadium Drug Dealer

Шестое чувство
Шестое чувство (1999)

The Sixth Sense (8.20)
Dr. Hill

Яростная молитва
Яростная молитва (1992)

Praying with Anger (5.30)
Dev Raman

Продюсер [ скрыть ]


Стекло
Стекло (2019)

Glass (0.00)

Сплит
Сплит (2017)

Split (0.00)

Визит
Визит (2015)

The Visit (6.20)

Уэйуорд Пайнс
Уэйуорд Пайнс (сериал) (2014)

Wayward Pines (7.60)

После нашей эры
После нашей эры (2013)

After Earth (5.00)

Повелитель стихий
Повелитель стихий (2010)

The Last Airbender (4.50)

Дьявол
Дьявол (2010)

Devil (6.40)

Явление
Явление (2008)

The Happening (5.20)

Девушка из воды
Девушка из воды (2006)

Lady in the Water (5.80)

Таинственный лес
Таинственный лес (2004)

The Village (6.50)

Знаки
Знаки (2002)

Signs (6.90)

Неуязвимый
Неуязвимый (2000)

Unbreakable (7.30)

Яростная молитва
Яростная молитва (1992)

Praying with Anger (5.30)

Дом с прислугой
Дом с прислугой (0)

Servant (0.00)


Играл себя [ скрыть ]


Himself (хроника) (в титрах отсутствует)


Himself



Себя - Director (segment "Pirates of the Internet") (хроника)

Неизвестная тайна М. Найта Шьямалана
Неизвестная тайна М. Найта Шьямалана (2004)

The Buried Secret of M. Night Shyamalan (4.90)
Себя

Hitchcock and Dial M
Hitchcock and Dial M (2004)
(6.40)
Himself


Making 'Signs'
Making 'Signs' (2003)
(5.30)
Himself - Director / Writer / Producer

Between Two Worlds
Between Two Worlds (2002)
(5.20)
Himself


72-я церемония вручения премии «Оскар»
72-я церемония вручения премии «Оскар» (2000)

The 72nd Annual Academy Awards (6.40)
Себя - Nominee: Best Director & Best Original Screenplay

Себя

Взгляд
Взгляд (сериал) (1997)

The View (3.00)
Себя (2 episodes, 2004-2006)

Дни кино
Дни кино (сериал) (1991)

Días de cine (7.20)
Себя (2 episodes, 2008-2011)

 Сегодня
Сегодня (сериал) (1952)

Today (5.30)
 Себя (1 episode, 2015)

(0)
(8.20)
Себя


Топ 250
196
Луна 2112
Moon (7.90)
197
Трудности перевода
Lost in Translation (7.90)
198
История игрушек 4
Toy Story 4 (7.90)
199
Заложница
Taken (7.90)
200
Инопланетянин
E.T.: The Extra-Terrestrial (7.90)
201
Гангстер
American Gangster (7.90)
202
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
203
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
204
Клерки
Clerks. (7.90)
205
127 часов
127 Hours (7.90)
весь топ
13.08.2020
Проклятие «Легенды об Аанге»

Мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» заслужил восторженные отзывы критиков, приобрел миллионы поклонников, выиграл множество наград и справедливо считается одним из лучших анимационных проектов в истории телевидения. Тем удивительнее, что Голливуд так и не может подобрать ключики к его игровой адаптации. Многие зрители до сих пор не могут оправиться от провала «Повелителя стихий». Блокбастер 2010 года должен был начать масштабную фэнтезийную кинотрилогию, но столкнулся с серьезнейшими проблемами в бокс-офисе. В итоге он все-таки выбрался на уровень самоокупаемости, однако сборов в $319 млн не хватило, чтобы Paramount дала добро на съемки сиквела. Решение студии вполне понятно: киноверсия «Легенды об Аанге» получила жалкие 5% «свежести» на Rotten Tomatoes, а некоторые критики и вовсе назвали ее худшим высокобюджетным проектом XXI века. Осенью 2018 года стало известно, что «Аватар» получит еще одну игровую адаптацию, но уже в формате сериала. Сегодня из стана Netflix пришло настораживающее известие: проект покидают создатели оригинала Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко. Обычно в таких случаях дело ограничивается стандартными фразами о творческих разногласиях, но в этот раз авторы мультика не стали стесняться в выражениях и заявили, что продюсеры сериала создали неблагоприятную рабочую среду. Майкл и Брайан пожелали удачи оставшимся сценаристам и выразили надежду, что финальный продукт произведет приятное впечатление на зрителей. Источник: TV Guide... подробнее
06.08.2020
«Моя цель — не напугать, а вызвать чувства». К 50-летию М. Найт Шьямалана

Изначально заявивший о себе легендарными триллерами «Знаки» и «Шестое чувство» режиссер М. Найт Шьямалан долгое время пытался снимать семейное кино. Однако сериал «Дом с прислугой» окончательно вернул постановщика в жанр, который получается у него лучше всего. В 50-й день рождения мастера саспенса Lostfilm публикует интервью, в котором Шьямалан рассказывает о своих творческих поисках. Удивительно, но он не всегда был уверен в том, что делает. Режиссер несколько десятилетий отказывался признаваться себе в том, что у него отлично получаются фильмы о сверхъестественных явлениях, и пытался найти другое направление. Но когда копилка постановщика пополнилась телесериалом в жанре ужасов, получившим высокие оценки, Шьямалан смирился со своим положением. «Теперь я к этому привык, — говорит он. — Но часть меня, которую я, впрочем, уже отпустил, всегда хотела снимать семейное кино». И это видно по сценариям, написанным Шьямаланом в течение жизни. В тот же год, когда в кинотеатрах шло «Шестое чувство», он адаптировал для экранов детский роман Элвина Брукса Уайта «Стюарт Литтл» — историю харизматичного говорящего мышонка, который становится членом семьи из Нью-Йорка. «Это было до того, как я выстроил отношения с аудиторией, поэтому никто не удивился. Я был просто юнцом, которому повезло снять "Шестое чувство", — объясняет режиссер. — При нынешних отношениях со зрителями трудно сделать что-то подобное». Рассказывая о сериале «Дом с прислугой», Шьямалан вспоминает первую встречу с Рупертом Гринтом, исполнителем одной из главных ролей. «Я встречал Руперта, когда он был еще ребенком, и я рассматривал возможность снять один из фильмов о Гарри Поттере, — вспоминает юбиляр. — Руперт утверждает, что даже помнит этот момент, но я думаю, что он ошибается. Скорее всего, он помнит какого-то другого индийского паренька на съемочной площадке». Перспектива увидеть Поттериану в исполнении Шьямалана кажется интересной, и тот факт, что этого не произошло, подчеркивает отдаленность режиссера от популярных франшиз. «Я пытался попасть в систему, но это просто не мое, — говорит постановщик в ответ на вопрос, почему в его портфолио нет ни одного блокбастера. — Мне предлагали снять один из этих больших фильмов, но на подобные звонки я отвечаю словами "На самом деле вы не хотите, чтобы это был я"». Не так-то просто отказаться от высоких доходов первоклассных лент, но прежде всего Шьямалан ценит простоту. «Я всегда буду избегать двух вещей: знаменитых актеров и засилия компьютерной графики, — комментирует режиссер. — Мои фильмы такие же простые, как японские суши. Можно использовать миллион ингредиентов, но я обойдусь всего парочкой, даже если есть риск, что зрителю это не понравится». Естественно, у Шьямалана был шанс попасть в мир больших денег и спецэффектов, но результат оказался неутешительным: фильмы «Повелитель стихий» и «После нашей эры» были плохо приняты критиками и провалились в прокате. Однако в последние семь лет Шьямалан, кажется, снова находит свой истинный путь, заменяя дорогостоящие в производстве картины фильмами и сериалами более подходящими для его стиля повествования. По словам режиссера, когда он доверяет своему видению, результат оказывается лучше. «В "Шестом чувстве" я не следовал нормам кино того времени, — объясняет режиссер. — Я снимаю, как снимал Хичкок, просто перемещая камеру по сцене и используя старые приемы. Я не люблю нагромождений в сторителлинге, а вот простота мне нравится». Следуя своим убеждениям, после псевдодокументального «Визита» в 2015 году постановщик резко сменил направление. Неожиданно для всех Шьямалан создал мини-вселенную, которая объединила супергеройскую фантазию 2000 года в фильме «Неуязвимый» и психологический триллер «Сплит» 2016-го, в котором Джеймс МакЭвой изобразил 24 персонажа в теле Кевина, мужчины с диссоциативным расстройством идентичности. Последний фильм был заявлен как самостоятельная картина, но шокировал посетителей кинотеатров появлением в последней сцене супергероя Дэвида Данна в исполнении Брюса Уиллиса, что подтвердило догадки о связи двух лент. Фильм-кроссовер «Стекло» 2019 года, где Сэмюэл Л. Джексон снова исполнил роль Элайджи Прайса, собрал фрагменты вселенной воедино. «Вся трилогия — это одна история, которая была слишком масштабной с самого начала, — объясняет Шьямалан. — Поэтому я разбил ее на части и решил рассказать о Дэвиде первым. Это было в 2000 году, и тогда люди спрашивали: "Фильм-комикс? Что это значит?"». Нужно признать, что «Неуязвимый» действительно предшествовал киновселенным Marvel и DC. «Люди не понимали, стоит ли воспринимать эти фильмы всерьез, но с годами эта тема стала более популярной», — комментирует Шьямалан. В тот раз риск оказался оправдан, и герой Брюса Уиллиса стал любимчиком среди фанатов режиссера. «В этом году будет 20-летний юбилей фильма, — гордо заявляет кинодел. — Забавно, что в будущем примерно каждый год я буду отмечать какой-нибудь юбилей: за "Неуязвимым" последуют "Знаки", а за ними — "Таинственный лес"». И хотя обстановка в фильмах Шьямалана может сильно отличаться — сравните туманную мистику в «Таинственном лесу» и инопланетный хоррор в «Знаках» — его талант наводить на зрителя ужас стабильно проявляется в любых условиях. В чем же секрет хоррора, заставляющего людей подпрыгивать на месте? У Шьямалана это опора на реальные страхи. «Намного страшнее и эффектнее, когда ребенок в "Шестом чувстве" идет по такому же коридору как тот, по которому вы идете в собственную ванную по утрам. Страшнее, потому что обстановка соотносится со зрителем, — объясняет режиссер. — Чтобы пробудить страх, нужно просто создать ощущение неведомого. Эволюционный механизм заставляет нас бояться, но он же и служит механизмом защиты. Ведь когда вы видите незнакомую тропинку, вы не идете по ней, так? В конце дорожки могут повстречаться тигры, которые вас съедят». Шьямалан признается, что обеспокоен тем, как такой прием используется в реальной жизни. «Часто можно увидеть, как кто-то манипулирует целыми группами людей, пробуждая в них страх. Все, что нужно, чтобы контролировать толпу — просто указать на людей, которые представляют нечто неизведанное. Бам! — мы уже напуганы». Последние события в политике новой родины режиссера вызывают у него серьезные опасения. Странно слышать, что человек, работающий с хоррорами каждый день, чего-то боится, но, впрочем, панике Шьямалан не поддается. Напротив, режиссер как будто заряжается ситуацией и отвечает на происходящее через творчество. «Следующие три фильма, которые я планирую, отчасти вдохновлены реальными событиями."Как мы оказались в таком положении? Почему так быстро потеряли себя? За что на самом деле боремся?", — вот какие вопросы задают эти картины». Но, говоря о манипуляциях, Шьямалан не теряет из виду «человеческое» происхождение ужасов: «Посмотрите, что сделали Роберт Уайз в "Логове Дьявола", Хичкок в "Психо" и Стивен Спилберг в фильме "Челюсти". Если собрать печали людей и сделать из этого триллер, получается кино, которое всегда будет вызывать резонанс и отклик. Это мой любимый жанр, потому что я могу заставить зрителя и смеяться, и плакать. И цель его — не напугать, а вызвать чувства». К счастью, это осознание пришло к режиссеру достаточно рано, чтобы успеть подарить миру еще несколько шедевров. Кто-то может считать, что это фанаты заставили Шьямалана вернуться к жанру, за который его обожают. Однако режиссер уже давно сам нашел свою кинолюбовь в лице хоррора и его невероятных возможностей. И хотя поиски истины заняли несколько десятилетий, теперь Шьямалан счастлив заниматься тем, что у него получается лучше всего. Источник: NME... подробнее
30.07.2020
Гений и злодей. К юбилею Кристофера Нолана

В мировом кинематографе есть такие имена, которые, как писал Твардовский, нетленной сущности полны. Их упоминание действует как условный сигнал, переключатель мирной конструктивной дискуссии в яростный баттл, демаркационная линия, не оставляющая шансов на нейтралитет. Кристофер Нолан, дамы и господа. Произнесите и бегите в укрытие. В глазах одних он безоговорочный гений, снизошедшее свыше благословение и демиург, опережающий время. Для других — претенциозный очковтиратель, переоцененный ремесленник и псевдоинтеллектуал, регулярно прячущий за ширмой пустоту. Если же оставить поле боя пассионариям и рассуждать непредвзято, то мы имеем дело с одним из самых знаковых и прославленных кинематографистов последних 20 лет, королем бокс-офиса и редким режиссером-брендом, способным затащить в кинотеатр даже случайного зрителя. А уж пущенные им в поп-культуру корни не вырубит даже самый мастеровитый дровосек: от упоминаний и отсылок в таких популярных шоу, как «Симпсоны» или «Офис», до саркастичного мема «Нолан гений». При всем при том Кристофер — очень кроткий и непубличный человек, не балующий желтую прессу инфоповодами. Так кто все же такой Кристофер Нолан? И в чем секрет его феноменальной успешности? Сегодня, в день 50-летия постановщика, попробуем окольными путями выйти на интересующие всех ответы. Самоучка, снимающий с семи лет Готовы поспорить, что в семь лет большинство читателей этой статьи пребывали на заре формирования киноманского стажа незатейливыми комедиями или анимацией. А вот юный Крис Нолан к этому возрасту не только одолел «Звездные войны», «Космическую одиссею» и «Бегущего по лезвию», но и, вдохновившись увиденным, взялся за камеру. Одолжив у отца Super 8, Нолан положил начало режиссерскому послужному списку анимационным фильмом «Космические войны», снятым в технологии стоп-моушен. Главную роль в ленте исполнил брат Кристофера, а ныне его регулярный коллаборатор Джонатан Нолан. Декорации же были возведены из глины, муки, яичных коробок и рулонов туалетной бумаги. В 11 к Кристоферу пришло осознание того, что создание фильмов должно стать делом всей его жизни. Вместе с приятелями Адрианом и Роко Беличами Нолан продолжил набивать руку в выбранной профессии. Покинув границы тинейджерства, Кристофер и Роко совместными усилиями подготовили документальную работу на основе сафари в четырех африканских странах, организованном фотожурналистом Дэном Элдоном. А в конце 90-х Нолан в качестве монтажера помог другу Роко довести до ума картину «Дженис Блюз», которая даже удостоилась номинации на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». К слову, ремеслу Кристофер Нолан ни в каком специализированном учреждении не обучался, предпочтя обтачивание через регулярную практику. Магия цифр После короткометражек «Воровство» и «Жук-скакун» Кристофер дозрел до полного метра, но все упиралось в финансы — начинающий режиссер не мог рассчитывать на увесистый бюджет, поэтому сразу писал сценарий максимально дешевого фильма. Благодаря бесплатному участию в продакшене друзей и родных, локациях для съемок, предоставляемых ими же, использованию преимущественно естественного освещения и монтажу на коленке своими силами криминальный триллер «Преследование» втиснулся в общей сложности в 6 тысяч долларов. Приобретя культовый статус в узких кругах, лента позволила Нолану выбить на свое следующее творение «Помни» уже 9 миллионов долларов. Сборы фильмов Кристофера росли как на дрожжах. В 2008 году его «Темному рыцарю» удалось преодолеть отметку в 1 миллиард долларов в мировом прокате, до той поры недосягаемую для комикс-блокбастеров. Обыденные отчеты о десятизначной кассе от Marvel Studios придут несколько позднее. Трилогия о Бэтмене предоставила Кристоферу Нолану полный карт-бланш в части реализации идей. На гонорары мейджоры тоже не скупились. За съемки военной драмы «Дюнкерк» постановщику был выписан рекордный чек в 20 миллионов долларов. Более того, Нолану по условиям контракта также причитались 20% от сборов картины. То есть суммарно «Дюнкерк» обогатил кинематографиста более чем на 100 миллионов. Быстрые идеи, долгие воплощения В отличие от, скажем, Вуди Аллена, на протяжении всей карьеры работающего в графике «один фильм в год», Кристофер Нолан не склонен творить равномерно. Некоторые его задумки обрастают мясом достаточно быстро, другие же, словно периодические цикады, годами превращаются в полноценный сценарий. Пара контрастных примеров в подтверждение. Идея прорывного для Нолана фильма «Помни» родилась, когда они вместе с братом Джонатаном ехали по пересеченной местности из Чикаго в Лос-Анджелес. Младший Нолан на тот момент проходил курс психологии в Университете Джорджтауна и был поглощен концепцией ретроградной амнезии. Стоило Джонатану поделиться этим, как старший брат тут же призвал его не чесать языком, а изложить мысли на бумаге. Записи вскоре были использованы Кристофером в качестве фундамента для сценария. Полновесное видение «Начала», одного из самых оригинальных и самобытных блокбастеров XXI века, напротив, складывалось очень долго. Вообще снять картину о природе сновидений Нолан мечтал с детства, а к более детальному продумыванию приступил с появлением в портфолио первых полнометражных работ. В качестве ядра Кристофер определил сюжет и структуру фильма об ограблениях, после чего приступил к покрытию основы слоями и соединению их друг с другом в единое полотно. В итоге на то, чтобы воплотить все правильно и складно, у Нолана ушло целых десять лет. Долгое созревание сценарных работ кинематографист позднее объяснит следующим образом: «В какой-то момент я понял, что это должна быть лента о человеческом состоянии и человеческих эмоциях, поэтому мне пришлось очень тщательно трудиться над персонажами, чтобы они гарантировано нашли эмпатию у аудитории, и над идеями, которые получат отклик и прочно засядут у всех в головах». Десятилетие на такую фундаментальную работу было потрачено не зря, ведь теперь все знают, что именно идея, а не бактерия или вирус, является самым живучим паразитом. Сценарии только для избранных Кристофер Нолан по праву слывет одним из самых скрытных режиссеров современности, строго храня все сюжетные таинства своих картин, дабы случайная утечка не испортила заготовленный им сюрприз зрителям в зале. Когда доходит до знакомства исполнителей главных ролей со сценарием очередного проекта Нолана, их запирают в охраняемой комнате, пока перед глазами не пронесется финальная точка. Кеннет Брана и вовсе получил сценарий «Довода» с доставкой на дом, причем в роли курьера выступил сам Кристофер Нолан. Даже по ходу съемочного процесса далеко не все члены группы имеют доступ к этому Святому Граалю в виде текста. Особенно нагляден случай «Дюнкерка», когда копии сценария получили лишь 20 участников команды из 600. А художник-постановщик проекта смог разжиться заветной стопкой бумаг только спустя шесть недель после старта производства. Вот уж где точно спойлеры не проскочат. Особые методы работы На всех этапах производства Нолан выступает максимально требовательным и в некотором роде олдскульным командиром. Начнем с того, что Кристофер сознательно избегает задействования второй съемочной группы — обычного явления для крупных голливудских проектов. Постановщик считает, что каждый кадр, который затем появится на экране, он должен выстраивать и ловить в объектив сам, будь то часть масштабной битвы или демонстрация часов на чьем-то запястье. К слову, все операторы проектов Нолана наверняка чувствуют его дыхание позади, поскольку во время съемок он всегда находится рядом с камерой. Еще одно общее место большинства блокбастеров, которое Кристофер старается обходить стороной — CGI. Конечно, когда снимаешь сай-фай или кинокомикс, совсем избегать этой технологии не получится, но минимизировать ее использование вполне посильно. Нолан предпочитает практические эффекты, то есть улучшающие существующую реальность, а не создающие новую. Выступая перед Гильдией режиссеров Америки, Кристофер сравнил CGI с анимацией, а практические эффекты — с фотографией, и заявил, что сколь изощренными не были бы компьютерные изображения, если они не основаны на физических элементах, то все равно будут выглядеть мультипликационно, хоть ты тресни. До того момента, пока глобальная пандемия коронавируса не сдвинула премьеру «Довода», ни один из проектов Кристофера Нолана не отклонялся от изначально озвученной даты премьеры, хотя сроки производства всегда определяются весьма сжатые. Секрет в том, что кинематографист крайне комфортно чувствует себя в условиях жестких дедлайнов. Например, на стадии монтажа ускоренный ритм позволяет меньше думать и больше чувствовать. Отсюда и видение работы не как технической, а как инстинктивной и в чем-то даже импрессионистской. У всех режиссеров есть стоп-лист предметов, которые они не приемлют на съемочной площадке. Нолан на протяжении всей карьеры выступает активным противником стульев и бутылок с водой. Мэттью Модайну досталось не так много экранного времени в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды», но впечатлений о стоячем режиме работы Кристофера Нолана у него оказалось в избытке: «Вы действительно не увидите там ни одного стула. Крис приезжает на площадку, выходит из машины и приступает к работе, присаживаясь только в обеденный перерыв. Он полностью вовлечен в каждый аспект картины и требует того же от окружающих». В бутылках же, если верить Марку Райлэнсу, работавшему с Ноланом на «Дюнкерке», режиссера раздражает их постоянное шуршание: «Шум бутылок постоянно отвлекает, и Крис считает, что они действуют как игрушки на участников съемочного процесса». Что ж, надеемся, хотя бы Майклу Кейну украдкой удается присесть на табурет в середине рабочего дня. Грим Джокера в «Темном рыцаре» вдохновлен работами Фрэнсиса Бэкона Хотите знать, откуда у Джокера в исполнении Хита Леджера эти шрамы, столь сильно отличающиеся своей пугающей реалистичностью от театрализованного раскраса всех его предшественников? Более мрачным и отталкивающим обликом клоун-принц преступного мира обязан увлечению Кристофера Нолана творчеством Фрэнсиса Бэкона. В видеоинтервью Британской галерее Тейт, легко отыскиваемом на YouTube, режиссер поведал о совместном погружении с Леджером и гримером Джоном Кальоне в миры искаженной и жуткой эстетики Бэкона: «Я показал им несколько любимых портретов его кисти, после чего мы пришли к выводу, что наш Джокер должен быть потрепанным, с небрежным гримом и максимально неприятным для созерцания». Отдельным каналом получения вдохновения на портретах за авторством Бэкона Нолан назвал беспросветный темный фон, который не дает ни единого ответа, но оставляет огромный простор для фантазии. Вот мы и выяснили, откуда растут ноги у концепции «more dark, more realistic», навсегда изменившей лицо кинокомикса как жанра. Секретное камео в «Помни» В отличие от Альфреда Хичкока, Мартина Скорсезе или М.Найта Шьямалана, Кристофер Нолан не имеет привычки захаживать в кадр собственных фильмов. Но однажды ему все же пришлось вторгнуться в повествовательный ряд, занявшись непрофильной работой. По ходу постпродакшена «Помни» Нолан обнаружил, что в одной из ранних сцен Джо Пантольяно, который воплотил образ Тедди, недостаточно убедительно произнес очень важную реплику, адресованную протагонисту Леонарду в исполнении Гая Пирса: «Откуда ты можешь знать, урод!» (в оригинале: «You don't have a clue, you freak!»). Особенно актеру не удалось презрительное «you freak!». Чтобы не вызывать Пантольяно в студию на пару слов, Кристофер Нолан решил выкрутиться из ситуации и перезаписать их самостоятельно, попытавшись максимально точно сымитировать голос Джо. Так что если будете смотреть «Помни» в оригинале, вам повезет услышать импровизированное звуковое камео Нолана. Самая любимая сцена из снятых Впечатляющих и запоминающихся сцен в творениях Кристофера Нолана — пруд пруди. Из них можно составить хоть топ-10, хоть топ-20, еще и останется. Что до самого постановщика, то среди всех эпизодов он выделяет эффектное вступление с захватом Бэйном самолета ЦРУ из картины «Темный рыцарь: Возрождение легенды», снятое IMAX-камерами. Об этом Нолан поведал в 2015 году во время сессии вопросов и ответов. «Съемки этой сцены заняли около двух дней, а вот на ее планирование ушли месяцы и месяцы — делится режиссер. — Каждая секунда этого почти пятиминутного эпизода — результат продолжительных и невероятно усердных тренировок нашей команды каскадеров. Самое поразительное, что столь масштабную и сложную сцену получилось реализовать с минимумом визуальных эффектов, преимущественно старомодными методами. Я очень горд тем, что у нас в итоге получилось». Несостоявшийся проект мечты и виды на бондиану У многих режиссеров список нереализованных по разным причинам проектов зачастую оказывается увлекательнее фактической фильмографии. Нолана к таковым причислить нельзя, однако один его не дождавшийся воплощения замысел по значимости и размаху сопоставим с сорвавшимся с крючка марлином, о котором бывалый рыбак обречен горевать всю жизнь. В течение нескольких лет кинематографист трудился над байопиком легендарного американского магната, пионера авиации, режиссера и продюсера Говарда Хьюза. Главная роль в картине была отдана Джиму Керри, а запуск в производство планировался по завершении работы над «Бессонницей». Но все карты Кристоферу спутал Мартин Скорсезе, успев раньше спустить со стапелей свою кинобиографию Хьюза — «Авиатора» с Леонардо ДиКаприо. Нолан не стал лезть в лобовое столкновение и отступил, хотя разочарованию его не было предела. В одном из интервью режиссер поделился своим состоянием на тот момент: «Когда я узнал о старте продакшена "Авиатора", то в голове была только одна мысль: "Вот ведь черт!". Думаю, это лучший сценарий из всех написанных мной, и работа над ним — прекрасный опыт в любом случае». В 2011-м появились слухи о том, что Кристофер Нолан возвращается к проекту о Говарде Хьюзе, но планирует сместить фокус на его более поздние годы, пронизанные обсессивно-компульсивным расстройством. Но вскоре сам постановщик эти сведения опроверг, бросив на свой сценарий горстку земли. Другой — более осуществимой — мечтой Нолана можно назвать вписание своего имени в историю бондианы. Режиссер — огромный фанат франшизы, что заметно по шпионским ноткам в некоторых его картинах (взять хотя бы «Начало»). Когда Кристофера напрямую спросили, хочет ли он поставить фильм об агенте 007, ответ был следующий: «Определенно. На протяжении многих лет я общаюсь с продюсерами франшизы Барбарой Брокколи и Майклом Дж. Уилсоном. Я очень люблю этого героя и с интересом наблюдаю за изменением подхода к нему от фильма к фильму. Возможно, однажды все сложится, и я почувствую, что бондиана нуждается во мне». Учитывая, что следующая после «Не время умирать» часть киносерии ознаменует собой представление нового Бонда, назначение Кристофера Нолана на пост режиссера было бы очень символичным, ведь для старта новой эры нужен большой творец. Техногик на площадке, техноаскет в жизни Если вдруг вы под впечатлением от просмотра того или иного фильма Кристофера Нолана захотите отправить ему восхищенное сообщение в инстаграм или твиттер, вынуждены огорчить: режиссер не то что не имеет аккаунтов в социальных сетях, но даже обходится без электронной почты, а мобильным телефоном пользуется только при крайней необходимости. «Не могу сказать, что я луддит и настороженно отношусь к технологиям. Просто мне это неинтересно, — комментирует свои незадавшиеся отношения с популярными средствами связи кинематографист. — Когда я переехал в Лос-Анджелес в 1997 году, никто еще особо не пользовался мобильными телефонами, и мое отношение к ним за все эти годы не поменялось. Главный плюс отсутствия смартфона — у меня всегда есть время подумать. А когда у тебя в кармане смартфон, и выдается десять свободных минут, ты сразу его достаешь и начинаешь там ковыряться». Кроме того, Нолан не разрешает пользоваться телефонами на съемочной площадке, считая, что без этого фактора постоянного отвлечения и пузыря альтернативной реальности работается гораздо продуктивнее. Наши поздравления Кристоферу Нолану летят со скоростью «Спитфайра» с Томом Харди за штурвалом. Желаем не терять статуса «агента провокатора» от мира кино, нескончаемого запаса головоломок для зрителей и открытия давно заслуженного наградного потока для себя.... подробнее